19:48 17/02/2016 Сергей Зайцев 0 495

Интернет-технологии в действии. Как будет развиваться Рунет?

Интернет-экономика становится полноценной составляющей ВВП страны.

Члена совета Институра развития Интернета Сергей Плуготаренко.
Члена совета Институра развития Интернета Сергей Плуготаренко. © / Фото предоставлено пресс-службой РАЭК

Представить жизнь человека без интернета сегодня невозможно. Ведь в Сети можно найти нужную информацию, купить необходимые товары, познакомиться и пообщаться и многое другое. Естественно, сегодня развитие информтехнологий занимает одно из первых мест в жизни общества. О том, как будет расти интернет в России, и что для этого требуется, АиФ.ru спросил у директора Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК), члена совета Институра развития Интернета Сергея Плуготаренко.

- АиФ.ru: Готов ли интернет-бизнес взять на себя ответственность сегодня не только за развитие интернет-технологий, но и развитие экономики страны в целом?

- Сергей Плуготаренко: Можно смело утверждать, что сейчас в стране идет 4-я промышленная революция – интернет скажется на всех отраслях так же, как это сделало в свое время электричество. Ведь он проникает во все отрасли и процессы автоматизации. Мы считаем, что через 5-6 лет интернет-экономика станет полноценной составляющей ВВП страны и при этом исчезнет противопоставление 2-х экономик – цифровой и традиционной.

По итогам 2014-го года объем интернет-зависимых рынков составил 16% ВВП или 11,8 трлн рублей. При этом объем интернет-рынков (контент и сервисы) в исследовании «Экономика Рунета 2014-2015» составил 1094 млрд рублей, а объем рынка электронных платежей – 476 млрд рублей, что в сумме своей равно 2,2% ВВП России за 2014 год.

Сергей Плугаренко.
Член совета Институра развития Интернета Сергей Плуготаренко. Фото предоставлено пресс-службой РАЭК

- Какие приоритетные направления развития экономики Рунета существуют сегодня? Какие точки роста и модели можно выделить?

- В Рунете продолжают расти все сегменты, отдельные -  электронная коммерция и видеореклама – даже быстрее, чем было спрогнозировано год назад.

При этом возможности для роста существуют во всех сегментах цифровой экономики. Даже если взять самый крупный по объему сегмент - онлайн-ритейл, его объем составляет всего чуть больше процента от розничных продаж, тогда как в США и Великобритании - больше 10%.

Что касается стимулирования развития интернет-сегмента, есть целый набор мер и механизмов ускорения развития различных сегментов экономики:

  • снижение ставки страховых взносов для инновационного бизнеса с прогрессирующей шкалой роста и доведения до общепринятой ставки;
  • «налоговые каникулы» по НДС;
  • расширение форм представления инвестиционного налогового кредита;
  • налоговые льготы/вычеты для инвесторов на посевных стадиях;
  • реформирование налоговых ставок для сделок с участием нерезидентов РФ при удаленном сотрудничестве в сфере IT;
  • упрощение процедуры оформления финансовых операций для удаленных сотрудников в сфере IT;
  • распространение режима льготного НДС на все модели продажи ПО и сервисов;
  • введение в законодательство специального режима налогообложения прибыли от интеллектуальной собственности по ставке 5%;
  • введение системы возврата НДС для экспортеров ПО и IT-сервисов.

Также есть дополнительные механизмы, изложенные специалистами и аналитиками РАЭК, которые могут использоваться в качестве предложений по направлению стимулирующего регулирования в долгосрочную программу развития интернета.

-  Какие товары и услуги в интернете чаще всего пользуются спросом со стороны обычных пользователей?

- Согласно последним исследованиям две трети пользователей используют интернет для общения. Также распространено использование Сети для расширения кругозора, работы и отслеживания новостей (42–44%).

Член совета Институра развития Интернета Сергей Плугаренко.
Член совета Институра развития Интернета Сергей Плуготаренко. Фото предоставлено пресс-службой РАЭК

Чаще всего люди выходят в интернет с мобильного телефона. По сути интернет для большинства превратился в персональный карманный помощник.

- Каким образом станет развиваться интернет-торговля в ближайшее время, и как она станет влиять на культуру потребления?

- Наибольшие инновации сейчас наблюдаются не в интернет-торговле как таковой, а в процессах логистики, фулфилмента и тд. Это  использование интернета вещей и облачных сервисов для оптимизации поставок, отслеживания продуктов и покупок, контроля качества и борьбы с подделками,использование робототехники и дронов и многое другое. С другой стороны - новые технологии интернет-рекламы и мобильные технологии для привлечения покупателей. В России так же серьезное внимание обратили на технологическую составляющую и логистику: появилось понимание, что обычные посредники просто не выживут в кризис, какие бы пошлины мы не вводили.

- Какие медиа будут больше интересны населению в ближайшее время?

- Для ответа на этот вопрос полезно обращать внимание на молодежь. Например, среди всех возрастных групп интернет-пользователей, новостные сайты  читают около 60%, а вот почти половина молодых пользователей предпочитает получать новости из социальных медиа. При этом у них очень широкий диапазон интересов, так что какое-то одного источника им недостаточно.

При этом любопытно сравнить с молодежью американской или азиатской - у них основным медиа являются мессенджеры (причем порой достаточно специфические вроде Line или Snapchat). В России мы видим определенные попытки Telegram занять эту нишу, но очень может быть, что на российский рынок придет какой-то новый популярный сервис.

-  Какие направления будут востребованы у выпускников через 10 лет, на какие специальности дети смогут поступать, чтобы стать востребованными профессионалами?

- Однозначно нельзя утверждать, что то, или иное направление будет более востребовано. Но можно говорить о том, что уже сейчас можно понять, какими навыками и компетенциями должен обладать выпускник вуза, чтобы быть востребованным на рынке труда. Речь идет о сильных математических и аналитических навыках, позволяющих работать как в областях обработки больших данных, так и в сложной web-аналитике. Навыки программирования тоже обязательны. Кроме этого, стоит говорить об обязательности знаний английского языка, так как на нем в сети появляется 90% информации.

Член совета Институра развития Интернета Сергей Плугаренко.
Член совета Институра развития Интернета Сергей Плуготаренко. Фото предоставлено пресс-службой РАЭК

-  В этом году РАЭК исполняется 10 лет. Какие главные бизнес-достижения можно выделить у отрасли в целом?

- Главное достижение РАЭК - это объединение отрасли и всех игроков рынка, создание качественного комьюнити. РАЭК научился собирать на своих площадках  бизнес-конкурентов, государственные органы, некоммерческие организации  для обсуждения общих вопросов, направленных на развития интернет-индустрии в целом. В российском интернете вопрос импортозамещения был решен де факто всегда. Сегодня ландшафт Рунета в значительной степени определен, стабилен и представлен как российскими, так  и международными игроками. При этом по ряду стратегических направлений и ниш – лидерство удерживают отечественные игроки, холдинги и интернет-сервисы. Только у нас в Рунете есть свои собственные поисковые службы, почтовая служба, крупнейшие собственные платформы онлайн-торговли, несколько социальных сетей – все они прочно удерживает лидерство, каждый сервис – в своем сегменте. Россия – уникальная и мощная страна с собственной большой устойчивой нишей и наработками в сфере ИТ-технологий.

- Чем принципиально отличаются задачи и деятельность Института развития интернета (ИРИ) и РАЭКа? Можно ли утверждать, что РАЭК сосредоточится больше на мероприятиях, а ИРИ на лоббировании?

- РАЭК позиционируется как главный консолидатор позиции и мнения интернет-отрасли и работает в этом направлении с 2006 года. Поэтому за 10 лет своей работы заслужила право называться основным лоббистом интересов отрасли, организатором ключевых индустриальных мероприятий, аналитическим и исследовательским агентством, площадкой для диалога типа бизнес-бизнес и бизнес-государство.

ИРИ – молодой, но уже очень успешных институт, реализующий ряд инициатив по 3 главным направлениям: межотраслевой диалог (интернет, общество и пользователи, телеком, медиа, интернет-предприниматели и инвесторы); диалог "интернет-отрасль + государство"; стратегическое планирование развития интернет-отрасли и связанных отраслей экономики. Все инициативы, находящиеся в разработке РАЭК – реализуются Ассоциацией самостоятельно или через интерфейс ИРИ – в каждом конкретном случае вопрос решается отдельно, с оценкой эффективности реализации по тому или иному каналу.

РАЭК не только продолжает, но и усиливает свое присутствие по направлениям:

  • GR и лоббирование интересов интернет-отрасли;
  • исследования и аналитика;
  • стандарты и саморегулирование;
  • агрегация знаний и компетенций о развитии Рунета и предоставление доступа к ним;
  • мероприятия;
  • коллегиальный PR и маркетинг интернет-компаний, игроков Рунета, демонстрация их достижений;
  • работа по направлениям (кластерам).

-  Что ассоциация достигла на законодательном уровне?

- Очень многого – по всем законодательным инициативам последних лет были принципиальные достижения и лоббирование интересов интернет-отрасли (антипиратский закон, право на забвение, локализация персональных данных, блогерский закон, импортозамещение в области ПО и т.д.).

-  Какие основные направления в развитии нормативно-правового поля сегодня предпринимаются? И какие из них являются приоритетными?

Активное формирование особых правовых норм, регулирующих отношения в Рунете, началось сравнительно недавно, в начале 2010-х. На отношения в Рунете распространялись общие требования российского законодательства, однако специальных требований, учитывающих особенности Интернета, практически не было. Стоит отметить, что создание особых правовых рамок для регулирования Интернета — общемировой тренд.

Везде  развитие информационно-коммуникационных технологий открывает новые возможности для общества, однако оно также формирует новые вызовы и угрозы, ответить на которые призваны, в том числе новые правовые нормы. В 2015 году важной тенденцией в области взаимодействия государства с интернет-отраслью стало учреждение в марте 2015 года АНО «Институт развития интернета» (ИРИ), что стало продолжением идей и предложений, озвученных интернет-отраслью и поддержанных государством в октябре 2014 году ходе RIW 2014 (Russian Interactive Week) и долгосрочной программы развития российской части информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и связанных с ней отраслей экономики.

Очевидная смена вектора законодательных инициатив 2014-2015 годов была продиктована сложной геополитической ситуацией, санкциями и необходимостью обеспечить цифровой суверенитет РФ, а также ограничить информационную и технологическую зависимость нашей отрасли высоких технологий от влияния Запада. Важным этапом в развитии стало противодействие концепции так называемой «Глобальной лицензии», и «Налогу на интернет», где впервые с единой позицией выступили как представители интернет-индустрии, так и телекоммуникационные компании, и значительная часть правообладателей и производителей контента. Такой опыт позволил перейти к давно накопившимся вопросам реформирования системы коллективного управления правами.  

Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Когда в 2016 году закончится осенний призыв?
  2. Какая погода будет в Москве и регионах 1 и 2 октября?
  3. Зачем Меркель позвонила Путину?

Как часто вы меняете работу?

САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ В СОЦСЕТЯХ