aif.ru counter
Дмитрий Писаренко 0 2149

Свободные, но в сетях. Почему Интернет мешает нам понимать друг друга?

Социальные сети изначально задумывались как средство общения. Но оказалось, что они культивируют в нас далеко не лучшие качества. Да и о нормальном общении говорить не приходится.

На научном фестивале в Москве Science Bar Hopping кандидат психологических наук Марина Керре прочитала лекцию с интригующим названием «Почему социальные сети мешают нам понимать друг друга». О том, как эти популярные интернет-платформы влияют на молодёжь и черты её характера, психолог рассказала читателям «АиФ». 

«Ленивый» мозг

Социальные сети в современной системе коммуникаций занимают важное место: это не только средство общения, но и медиа, и СМИ. А ещё это виртуальная среда, в которой человек устанавливает и расширяет социальные связи, самореализуется, генерирует и потребляет любую интересующую его информацию.

И поток этой информации стал настолько огромным, что это не может не влиять на личность. Так, западные учёные Бауэрлейн и Карр в своих работах отмечают, что когнитивные (познавательные, умственные. - Ред.) способности современной молодёжи снизились. И это несмотря на колоссальные возможности, которые предлагает Интернет. Парадокс, но мир современной молодёжи сузился до их социального круга и их самих. Другие люди их будто бы не интересуют. 

Карр обращает внимание на ещё одно противоречие. Казалось бы, чем к большему количеству информации имеет доступ человек и чем быстрее он может извлечь из неё суть, тем более продуктивным мыслителем он станет. В действительности же происходит обратное: от того, что больше не нужно добывать и систематизировать информацию самостоятельно, человеческий мозг становится всё более и более «ленивым».

Постоянное использование социальных сетей, ограничивающих в количестве знаков (например, до 144 символов в одной публикации), оказывает влияние и на речевые способности. Исследователи отмечают неумение молодёжи излагать свои мысли, строить сложные умозаключения, выступать на публике. 

Отдельно замечу, что крайняя избыточность информации, её постоянное дополнение вызывают у многих молодых людей страхи: они боятся выпасть из информационного потока, оказаться вне происходящих событий. А у 1-5% пользователей психиатры вообще констатируют зависимость от социальных сетей. Она сходна с патологической зависимостью от азартных игр.

Наконец, социальные сети превратились в один из способов управления массами, объединения людей для каких-то целей. Распространение ценностей, норм и стереотипов сейчас происходит намного быстрее и масштабнее, чем это было в ХХ веке. «Арабская весна» 2013 г. - прекрасный пример, когда революционные идеи и настроения формировались и передавались через социальные сети. Послед­ствия той волны демонстраций и путчей заставили политиков обратить внимание на соцсети: в некоторых странах появились законы, регулирующие Интернет.

Жизнь напоказ

Социальные сети - это среда, где пользователи удовлетворяют свои акцентированные потребности. Что это такое? Это такие потребности, которые в силу разных причин человек не может удовлетворить в реальной жизни. В итоге у него смещается восприятие действительности, он начинает смотреть на всё с позиции удовлетворения этой своей потребности. Она становится для него первоочередной целью - человеку кажется, что те или иные качества ему жизненно необходимы.

Мы провели анализ таких потребностей. По сути, это характеристики современной молодёжи. Можно выделить четыре их вида, это потребности:

  • в повышении и поддержании самооценки; 
  • в успехе; 
  • в повышении и поддержании социального статуса; 
  • в идентификации.

Наиболее «популярной» является потребность в повышении и поддержании самооценки. Она чётко прослеживается почти у трети (32,7%) пользователей соцсети «ВКонтакте». Это объясняется тем, что для молодёжи характерно желание выделиться, быть уникальным. Чтобы не потерять свою индивидуальность, пользователи соцсетей постоянно сравнивают себя с другими. А это, увы, часто приводит к негативным эмоциям. Ведь на своих страничках люди стараются приукрасить свой образ. Наблюдая «отредактированную», «улучшенную» версию других, многие принимают её за правду. Как следствие - зависть и понижение самооценки.

Направленность на успех для молодёжи тоже важна. Понятие успеха сейчас чаще всего включает в себя хорошую работу или собственный бизнес. А отсут­ствие этих атрибутов ведёт опять же к понижению самооценки.

Ещё одна черта пользователей соцсетей - зацикленность на «сейчас». Молодёжь старается отрешиться от завтра и не думать о перспективах, получая всё сегодня. Соцсети (Facebook, Instagram, Twitter, «ВКонтакте») идут им навстречу - предлагают рассказать, чем они сейчас заняты, что слушают, что видят, о чём думают и пр. Происходит смещение акцента с личности на её жизнь, которой необходимо «поделиться» с другими. А это может быть связано с эмоцио­нальной неустойчивостью и высокой тревожностью. 

И всё же главная опасность - зацикленность на себе. Каждый день в Instagram загружается более 80 млн фотографий. 20% населения Земли описывают детали своей жизни в Facebook и ставят друг другу 3,5 млрд лайков. Кстати, о лайках. Погоня за ними формирует у человека зависимость и даже нарциссическое расстройство. Существует прямая связь между числом виртуальных друзей у пользователя Facebook и выраженностью его нарциссических черт. А это уже не просто невроз, это психическое заболевание. 

Да, у нынешних молодых людей много возможностей и свободы. И потребность в общении у них высока. Вот только удовлетворить её они зачастую не в состоянии. Ведь зацикленность на себе приводит к понижению эмпатии - умения сопереживать другим. Налицо парадокс: с развитием технологий, направленных на увеличение общения, мы проявляем всё меньше эмоций. И становимся более эгоистичными. 

Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Можно ли отправлять копию паспорта по электронной почте?
  2. Когда в России появятся новые плацкартные вагоны?
  3. Когда лучше подкопить на жилье, а когда — сразу взять ипотеку?


Самое интересное в регионах
САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ В СОЦСЕТЯХ