Полина Иванушкина 0 5425

Сапог гостеприимства. Италия против санкций и потери туристов из РФ

Более миллиона российских туристов посетили Апеннины в прошлом году. Конечно, большинство стремится в Рим, Флоренцию, Венецию. Но это ещё не вся Италия, считает Дарья Клименко, пресс-секретарь посольства Италии в России.

Дарья Клименко / АиФ

Вот уже 10 лет как Италия — её страсть, начиная с самой первой поездки вдоль всего «сапожка», подаренной мамой к окончанию школы, и заканчивая сегодняшним днём, когда эта страна стала для Дарьи работой. Италия и итальянцы, неизвестные уголки страны и то, за чем туда стоит ехать, — в её рассказе специально для «АиФ».

— Для моей Италии у меня есть три слова. Возрождение. История. Красота, — начинает она.

Живая история

Я имею в виду Возрождение — не только как искусство, но и возрождение, рождение заново самого себя. Ведь, когда приезжаешь в Италию, становишься буквально другим человеком. Итальянцы делятся с тобой особой энергией. Им ничего не стоит сказать: «Какая ты красивая! Белла!». Такого количества комплиментов вы не услышите дома. Во-вторых — атмосфера живой истории, в которую погружаешься, проваливаешься, истории, которую можно потрогать, стоит только оказаться под итальянским небом. И наконец, красота. Не та, что бросается в глаза, а та, которую мы, например, даже не замечаем, та повседневная красота, которая есть в обыденных вещах, та, которую итальянцы ищут и находят во всём. Например, мой друг однажды за завтраком поразил меня своим восклицанием: «Ты только посмотри на эти помидоры! Какой цвет! Понюхай! Какой запах! Ведь они только с грядки! И они прелестны!». Этому стоит учиться...

Моя Италия — та, что выходит за рамки стереотипов. Ведь как воспринимается страна у нас? Когда в университете я писала диплом на тему образа Италии в российской печати, можно было сказать, что мы имели дело с «итальянским мифом»: основными словами для характеристики образа Италии были мафия, Берлускони, пицца, итальянские бренды... Сейчас этот образ намного богаче. Берлускони сошёл со сцены, появились другие персонажи. А русские стали больше узна­вать об Италии: что там много маленьких семейных компаний, которые производят разнообразную продукцию, узнали, что кроме пиццы и макарон есть ещё и оливковое масло, сыры, разные виды мяса (бистекка фьорентина — огромный кусок говядины особого приготовления, котолетта миланезе — которая вовсе не котлета, как может показаться, а кусок мяса на косточке...), множество разных видов пасты (таль­ятелли, папарделли, фузилли и т. д.). В Год культуры Италии в России в 2011 г. россияне узнали, что в Италии есть не только искусство Возрождения и барокко, но и современное искусство, например, так называемое «бедное искусство» («арте повера»). Да, мафию никто не отменял, о ней по-прежнему пишут, но туристы уже знают, что на улицах в Италии её не видно...

Фото: АиФ / Дарья Клименко

Лёгкость бытия

Русские и итальянцы очень похожи, особенно в своём отношении к жизни. Сами италь­янцы часто говорят, что для них характерно «искусство приспосабливаться» к обстоятельствам. Думаю, для русских это не чуждое качество. Или вот ещё пример: если у нас есть выражение «пустить на авось», то итальянским аналогом здесь может быть выражение «Фрегатене» (fregatene) — «Да забей! Не бери в голову!».

Итальянцы так же госте­приимны, как и мы. В Италии мало сетевых гостиниц — они в основном семейные: мама стоит за стойкой, сын стелит бельё, а утром они вдвоём готовят тебе завтрак... В отличие от других европейских народов в Италии рады, если вы знаете хотя бы два слова на их родном языке. Скажите «бонджорно» и «чао» — и вы уже завоевали сердце итальянца.

Официальная позиция Италии сейчас: мы русских очень любим, никакие санкции Европейского союза не повлияют на обычного туриста. Мне кажется, будь Италия не в Шенгенской зоне, она давно бы и вовсе отменила визы для россиян. Но и так очень многое сделано для того, чтобы упростить получение визы: сокращён срок её получения до 72 часов, чаще выдаются долгосрочные визы: от 1 года до 5 лет визы выдаются теперь по всей России. У Италии уже 23 визовых центра, а недавно визовый центр открылся во Владивостоке. Поэтому неудивительно, что в прошлом году Италию посетили 1 200 000 туристов и треть всех виз, которые страна выдаёт по всему миру, выдаются именно в России.

Почему русским нравится Италия? Потому что, сколько сюда ни приезжай, каждый раз можно открыть что-то новое. Так, на севере, в Червинье, снег лежит круглый год, и даже летом здесь можно кататься на лыжах. В Италии есть целебные термы во многих регионах, некоторые сохранились со времён Римской эпохи. Помимо известных по фильму Тарковского «Ностальгия» Баньо Виньоли в Тоскане они есть и в Венето, на Сицилии, в Лацио, под Римом, в Кампании, на острове Искья и др. В Италию едут и за эногастрономическим или агритуризмом. Например, в Абруццо можно посетить маленькие семейные сыроварни: там покажут, как сыр готовится и вызревает. Приведу в пример городок Сканно: здесь делают сыр бригантаччо из сырого молока и выдержанный в отсутствие воздуха пастуший сыр пекорино с ароматом трав и пастбищ. Такие сыры зачастую не продают в магазинах, их можно купить прямо у хозяев.

Фото: АиФ / Дарья Клименко

Италия известна и энологиче­ским туризмом — экскурсиями с дегустацией по винодельням. Там научат, как нужно правильно пить вино, вдыхать его аромат, как определять послевкусие. Для меня в своё время стало открытием, что в итальянской культуре за обедом общепринят бокал вина. А дижестивом после принятия пищи идёт что-то покрепче, например, лимонный ликёр Лимончелло или десертное Вин Санто, «святое вино», которое подаётся с кантуччи, сухариками с орехами. И никого это не приводит в состояние опьянения, больше того, по закону в Италии можно садиться в автомобиль с до 0,5 промилле алкоголя в крови.

Ну и, конечно, в Италию нужно ехать за её историей. Здесь есть и целые города, занесённые в реестр ЮНЕСКО, — например, Венеция, Виченца, исторический центр Сиены, Неаполя, Флоренции и т. д., природные памятники, как, например, Амальфийское побережье в Кампании или Доломитовые Альпы в Венето. И большинство из таких объектов находятся за пределами крупных городов. Впрочем, и они остаются неисследованными. Мало кому из моих знакомых нравится Милан, а я его искренне люблю, наверное, потому, что пожила здесь какое-то время и успела понять этот город. Здесь же не только шопинг, но и бесподобный Дуомо, Ла Скала, стены зам­ка Сфорцеско, напоминающие кремлёвские в Москве, а ещё «Тайная вечеря», на посещение которой нужно записываться за 3 месяца. Здесь есть и дворянские поместья, и прекрасное монументальное кладбище с семейными склепами (тоже штрих культуры и отношения итальянцев к красоте, перенесение её в загробный мир), и квартал художников Брера, чем-то напоминающий наш Арбат. А в Венеции кроме центра с каналами, битком набитого туристами, есть и очень интересные окраины, где живут сами венецианцы, например, на островах. Там размеренная, спокойная жизнь, тихий оазис. Об этом редко говорят в путеводителях...

Карусель медведя

Мой любимый итальянский город — Флоренция. Если перейти на другую сторону реки Арно от исторического центра и подняться наверх по дорожке, идущей от моста Понте Веккьо, можно выйти к домику Чайковского. Здесь есть табличка: «На этой вилле в 1878 г. проживал и творил Пётр Ильич Чайковский, где от бескрайних русских равнин и нежных тосканских холмов претворил в жизнь бессмерт­ные гармонии обоих краёв». Композитор любил Флоренцию, ей он посвятил в 1890 г. секстет «Воспоминание о Флоренции», здесь же написал в эскизах своё любимое детище — оперу «Пиковая дама». Во Флоренции силён «русский след». Здесь были Достоевский, Бродский, Тарковский. Недалеко от центра города стоит памятник Демидовым, которые помогли восстановить множество исторических объектов.

Фото: АиФ / Дарья Клименко

А сев на автобус и поднявшись в горы, можно оказаться во Фьезоле, откуда открывается фантастический вид на всю Флоренцию и где находится античный амфитеатр, в котором летом устраивают спектакли.

В Тоскане есть не слишком известный городок Пистойя, интересный своей традицией: начиная c XIII в. 25 июля пистойцы проводят соревнования под названием «Палио», или «Карусель медведя». Каждый из четырёх районов города — «рионе», которые именуются по названиям диких животных (белый олень, дракон, грифон, золотой лев), покупает очень хорошую лошадь и нанимает профессионального наездника. К нему приставляется охрана, чтобы его не могли подкупить. Лошадь охраняют в последние дни перед соревнованием — чтобы ей чего-нибудь не вкололи, её благословляют в церкви... И на главной городской площади, засыпанной песком, начинается соревнование, главная цель которого — чтобы наездник, наряженный в средневековые одежды, на скаку поразил крутящуюся фигурку медведя. Район, занявший второе место, покрывается позором. Победители могут на следующий день даже обмотать этот район туалетной бумагой! Подобное соревнование проводится и в Сиене. А во Флоренции есть тоже своя историческая традиция — футбол без правил, для участия в котором в давние времена выпускали из тюрем заключённых, чтобы те бились до последней капли крови.

Фото: АиФ / Дарья Клименко

В регионе Венето я бы отметила город Конельяно. В Венето делают просекко — игристое вино (итальянцы очень обижаются, когда его пытаются сравнивать с шампанским). Здесь родился художник Возрождения Чима де Конельяно: он оставил после себя множество изображений Мадонны. Его музей в этом городе несомненно, стоит посетить.

В Лигурии в душу мне запали Чинкве-Терре, буквально — «5 земель», соединённых пешеходным маршрутом протяжённо­стью около 12 километров. Для этих мест, как и вообще для Лигурии, характерны сказочные города с цветными домиками, спускающиеся со склонов гор к морю, и как там живут люди — большая загадка для всех тури­стов. Регион часто претерпевает наводнения, зимой волны здесь буквально заливают близлежащие кафе и магазины.

Регион Апулия известен соотечественникам по городу Бари, в котором находится православный храм Святого Николая. Но Апулия этим не ограничивается. В городке Альберобелло есть домики, которые называются «трулли», как будто построенные для гномов. Круглые, как грибочки, с белым основанием и серокаменными конусообразными крышами, с магическими символами-оберегами на крышах. Там есть трулль-храм, гостиницы-трулли, образцовый трулль-музей...

А в регионе Базиликата, который туроператоры редко включают в свои пакеты, тоже есть удивительные дома. В поразившем меня городе под названием каменная Матера. Здесь все дома вырублены в скале, это дома-пещеры, помещения без перегородок, с хлевом и печкой, и ведь представить только, люди здесь жили вплоть до 60-х годов 20 века! Фильм «Страсти Христовы» снимался в Матере, и с тех пор на одной из гор здесь остались стоять три креста.

На Сицилии есть место, где особенно любят русских. Это Мессина, где в начале XX в. произошло землетрясение, во время которого проплывавшие мимо русские моряки высадились в городе и спасли множе­ство людей. В Мессине есть своя религиозная традиция. В августе празднуется день Мадонны дель маре, морской Мадонны, покровительницы моряков. В городе хранится высоченная 10-тонная фигура Мадонны, которую сначала пускают по волнам, а потом везут к центру города, и жители и все желающие присоединяются к этой процессии.

Наверняка ни в одном путеводителе нет сицилийского городка Монтальбано. Он находится в горах, поэтому возникает ощущение, что до звёзд — руку протяни. Летом там проходит карнавал. Жителям выдаются средневековые костюмы (я, например, была в красном бархатном платье знатной дамы) — и все идут процессией по городу, держась за руки, парами, причём организаторы пристально следят за тем, чтобы отсутствовали признаки времени — часы, фотоаппараты. Потом начинается само празднество: музыканты, факиры, игры с огнём, гастрономические удовольствия...

А в Неаполе стоит посетить катакомбы. Ещё римляне по­строили сеть акведуков, протянувшихся на 400 км. Раньше можно было спуститься в водопровод в Неаполе, а выйти в Помпеях. Но, когда Рим пал, вода загрязнилась, и жители стали использовать водопровод как свалку. А во время войны поняли, что можно использовать и как убежище. О катакомбах знали только жители Неаполя и при опасности налёта спускались в этот второй, подземный город.

...Николай Бердяев писал: «Италией лечим мы раны нашей души, истерзанной русской больной совестью, вечной русской ответственностью за судьбу мира, за всех и за всё». Он говорил о творческой тоске «по вольной избыточности сил, по солнечной радостности, по самоценной красоте». Настали времена, когда эту тоску можно погасить, воочию прикоснувшись к возрождению, истории и красоте. И пусть у каждого они будут свои.

Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Обязывает ли новый регламент выходить из машины по требованию инспектора?
  2. Кто и кому может дарить квартиру?
  3. Что должно быть в детских садах? Нормы и правила

Какая система оценок в школе самая правильная?

Самое интересное в регионах
САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ В СОЦСЕТЯХ

Новое на AIF.ru