В помощь природе. Что Год экологии принесёт России?

0 2521
Экологические проблемы требуют особого решения. Причём чем быстрее начнут работать над их устранением, тем лучше.

Экологическая сфера интересует многих. И причины такого внимания к ней вполне определённые. Изменения климата, вырубка лесов, загрязнение атмосферы — для решения экологических проблем даже собираются масштабные мероприятия с участием первых лиц разных государств. И на местах этим вопросам также уделяют отдельное время. О том, как собираются спасать экологию в ближайшее время в России, АиФ.ru спросил у члена Совета по вопросам агропромышленного комплекса и природопользования при Совете Федерации, члена Общественного Совета Минприроды России Владислава Жукова

Изменения законодательства

Экологическая информационная повестка 2017 года, как утверждает глава природоохранного ведомства Сергей Донской, включает в себя 2 темы: развитие заповедной системы и экологии в целом. «С 2017 г. вступает в силу большинство экологических норм, заложенных в принятых поправках в законы. Речь прежде всего идёт о регулировании выбросов и сбросов загрязняющих веществ, наилучших доступных технологиях и революционных нормах закона "Об отходах", — отметил он. — Для "экологических двоечников" 2017 год станет временем диктатуры природоохранного законодательства. Для ответственных компаний он принесёт дополнительные возможности и стимулы для перехода на более эффективную модель управления».

К началу года должен быть доработан базовый документ: «Стратегия экологической безопасности РФ на период до 2025 года». В нём рассматриваются вопросы вызовов и угроз экологической безопасности, цели госполитики в сфере охраны природы, задачи, основные направления и инструменты, позволяющие более эффективно реализовывать госполитику в данном направлении.

Также в 2017 году планируется ввести отсроченный на 3 года экологический сбор. Согласно поправкам в законодательство, он должен уплачиваться ежегодно до 15 апреля года, следующего за отчетным периодом. Он обязателен для производителей и импортёров товаров, которые подлежат утилизации после утраты потребительских свойств. Сегодня определено 36 групп таких товаров. 

Отдельное внимание уделено и полигонам в местах, предназначенных для размещения отходов. С 1 января 2017 года там будет запрещено размещать отходы, содержащие полезные компоненты, т.е. те, что могут быть использованы повторно. Кроме того, вся система обращения с отходами претерпит изменения: она получит новые механизмы, которые будут соответствовать принципам ответственности производителя. То есть сформируют тарифы, утвердят программы по обращению с отходами, отберут региональных операторов.

Революционным законом эксперты сегодня называют ФЗ «Об охране окружающей среды», в который внесён ряд изменений и дополнений в части нормирования и перехода на НДТ. Так, тут будут принципиально новые для России принципы осуществления хоздеятельности, модернизации производств, контроля и надзора в сфере природопользования и т.д.

Будет уделено внимание и заповедникам. Так, в планах провести 168 мероприятий, которые будут направлены на развитие заповедного дела, поддержку отечественной системы особо охраняемых природных территорий в обществе. Это и Всероссийский слёт друзей заповедных островов, и Всероссийское совещание по вопросам эколого-просветительской деятельности, различные форумы и многое другое. Минприроды России планирует создать 5 новых охраняемых территорий: заказники, нацпарки, заповедники. Пока же в систему охраняемых природных территорий входят 103 государственных природных заповедника, 49 парков и 64 госзаказника.

Важно отметить, что в 2016 году был принят закон «О статусе общественных экологических инспекторов», который позволит создать действительно функционирующую систему общественного экоконтроля, что поможет дать гражданам страны гарантии на благоприятную среду обитания и информацию о её состоянии из надёжных и достоверных источников. 

Изменится ли жизнь страны?

Поправки в законодательство, которые сегодня предлагаются, очень важные и позволяют обеспечить полный контроль за экологией и охраной природы, чтобы вовремя решать проблемы в этой сфере. Изменения затрагивают целый комплекс бумаг и документов: это ещё и градостроительные документы, налоговый кодекс и т.д.

Законодатели предлагают более точные формулировки и определения как участников экособытий, так и предметов, задействованных в них. Например, стало более чётким определение стационарного источника загрязнения окружающей среды и т.д. Определяются нормативы, появляются новые институты экологического разрешения. 

Такая мера позволяет определять права и обязанности всех без исключения. К примеру, стало проще определять обязанность ответственных лиц по осуществлению производственного и экологического контроля: по закону они должны проводить специальные замеры, и главное, вовремя предоставлять отчёты в контролирующие органы. Устанавливаются лимиты на выбросы и сбросы, которые нередко называют основными причинами экологических катастроф. Изменениям, причём довольно существенным, подверглась и процедура взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду: теперь брать деньги будут за выбросы и сбросы в воздух и воду, за размещение отходов производства и потребления. Всё это позволяет усилить государственный контроль за рядом процедур и норм.

«Важно отметить, что именно в 2017 году многим российским предприятиям нужно будет определиться, какие технические решения внедрять на своих производствах, — прокомментировал наступление Года экологии эксперт по системам мониторинга предприятий Андрей Нестеров. — Для этого в большинстве случаев необходим экологический аудит. Кстати, такой аудит будет актуален и для системы рейтингования предприятий и регионов в целом. Запрос на такие рейтинги у граждан страны весьма высокий» 

Авторитетные рейтинги

Естественно, население хочет знать рейтинги наиболее экологически благополучных и неблагополучных регионов и предприятий. Так, например, многих интересует деятельность промышленных предприятий, которые традиционно считаются глобальным источником загрязнения природы. И сегодня контролирующие органы составляют рейтинги различных промышленных производств с целью контроля за ними.

С помощью рейтингов можно отразить в простой форме результаты природоохранной деятельности как регионов, так и промышленных гигантов, предоставить доступ к информации всем заинтересованным в ней лицам, оказать влияние на выполнение основополагающих принципов экологической политики. 

Традиционно экорейтинги складываются из 4 источников информации: статистики, отчётности государственных надзорных органов, данных о наложенных мерах и взысканиях, жалоб со стороны общественности. Кроме того, немаловажное значение имеют исследования и другие аналитические документы.

Вопрос-ответ
Перед тем как внедрить систему рейтингов, следует проводить инвентаризацию экономики России на предмет её экологической составляющей. Формирование такой системы помогает налаживать партнёрские отношения между бизнесом и государством в части выработки экономических методов стимулирования эффективного природопользования. Основная идея рейтингов — переход от использования норм административного права к нормам экономического права. Связано это с тем, что Россия вступила в ВТО и ОЭСР. А это значит, что в ближайшее время начнут работать международные нормы, в которых одно из основных мест занимает и экологическая составляющая. Влияние рейтингов на природоохранную деятельность предприятий является положительным ещё и потому, что они представляют собой упрощённые системы мониторинга и оценки результативности на основе статистических показателей и сопряжены с низкими затратами. Большая часть действующих экологических рейтингов регионов или предприятий заключается в оценке природоохранной деятельности предприятий и её результатов с использованием цветовых ярлыков. Результаты рейтинга распространяются через средства массовой информации и периодически обновляются, что даёт предприятиям дополнительный стимул к совершенствованию своей экологической политики и достижению целевых экологических показателей.

Основной предпосылкой развития системы публичных экологических рейтингов является то, что предприятия беспокоятся о своей репутации в глазах общественности, и это позволяет выявить тех участников рынка, которые пытаются получить конкурентное преимущество, игнорируя нормативные требования. Напротив, высокий экологический рейтинг поощряет предприятия за вклад в соблюдение экологических нормативов и общее снижение нагрузки на окружающую среду, заботу о здоровье работников предприятия и населения региона присутствия. Наивысший показатель рейтинга означает, что достигнутые результаты соответствуют лучшим мировым практикам, а худший рейтинг означает отсутствие эффективной системы экологического управления и несоблюдение экологического законодательства.

Среди ключевых задач экологического рейтинга следует выделить: развитие экономического регулирования и рыночных инструментов охраны окружающей среды, совершенствование системы государственного экологического мониторинга и развитие международного сотрудничества.

Предприятия и регионы, участвующие в процессе экологического рейтингования будут демонстрировать современные подходы в области экологического управления, стремиться к снижению удельных показателей выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, образованию отходов по видам экономической деятельности на уровне, соответствующем аналогичным показателям, достигнутым в экономически развитых странах.

Использование результатов экологических рейтингов создаст информационное поле при осуществлении мероприятий по охране окружающей среды, принятии решений о реализации намечаемой экономической и хозяйственной деятельности, при составлении прогнозов социально-экономического развития, а также при осуществлении государственного экологического надзора.

Развитие системы экологических рейтингов создаст стимулы для решения задач научного и информационно-аналитического обеспечения охраны окружающей среды через инициацию разработок и внедрения научно обоснованных и объективных показателей техногенного воздействия на окружающую среду и показателей экологической эффективности природоохранной деятельности.

Чёткий контроль и выполнение рекомендаций

Все указанные условия и требования учтены при выполнении Научно-Исследовательской Работы (НИР) «Разработка критериев и методики оценки экологической эффективности предприятий, а также системы экологического рейтингования, отвечающего задачам объективного отражения экологической ситуации по субъектам Российской Федерации» (ШИФР ЭКО-01-2012), выполненной в соответствии с Государственным Контрактом от 30 октября 2012 года № 056 между НП «Национальный Центр Эколого-Эпидемиологической Безопасности» и Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор). При её выполнении были учтены рекомендации ОЭСР в части разработки системы показателей экологической эффективности предприятий и использован ресурсно-компонентного подход, что позволило создать иерархическую систему показателей экологической эффективности предприятий России, в основе которой лежит теоретическая модель ОЭСР «воздействие»—«состояние»—«отклик».

Использование описательных статистик позволило определить пороговые значения частных показателей экологической эффективности предприятий, стимулирующие мотивацию предприятий к снижению негативного воздействия на окружающую среду, сохранению природной среды и усилению природоохранной деятельности. 

Несмотря на недостаток первичной информации, подлежащей обработке, разработанную методику удалось в полной мере апробировать при оценке экологической эффективности регионов России. На основе данных, предоставленных несколькими нефтяными компаниями на условиях NDA (соглашений о неразглашении), с применением разработанной методики удалось построить и мини-рэнкинг близких по характеристикам компаний, который оказался востребованным самими компаниями, поскольку позволил выявить определённые недочёты в их экологической политике. 

В заключение хочется отметить, что предложенные в НИР методологические подходы к разработке экологических рейтингов неоднократно обсуждались и поддерживались широким научным сообществом. Описание работы публиковалось в средствах массовой информации, в том числе вошло в Аналитический вестник парламентской библиотеки Совета Федерации Федерального Собрания РФ. Но несмотря на высокую оценку со стороны профессионального сообщества, методика и результаты НИР не были практически использованы ни Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор), ни Минприроды России.

Оставить комментарий
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы




Смотрите также
Самое интересное в регионах
САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ В СОЦСЕТЯХ


Опрос
Какая система оценок в школе самая правильная?

Новое на AIF.ru