00:05 31/08/2011 Юлия Борта 5 2232

В 1-м классе проблемы бывают у всех. Как их решать?

Как общаться с ребёнком-первоклассником? Скоро ли вместо обычных учебников в школах появятся электронные, а детей будут обучать...

Рассуждает Марьяна Безруких, директор Института возрастной физиологии РАО, профессор, академик РАО.

Любит - не любит

«АиФ»: - Марьяна Михайловна, объясните, чем так сложен процесс привыкания ребёнка к школе и сколько времени он длится?

М.Б.: - Адаптация в 1-м классе продолжается 4-6, иногда 8 недель. И различные проблемы в это время испытывают все первоклассники, потому что систематическая учёба для ребёнка - совершенно незнакомая ситуация. Даже если он ходил в детский сад или в группу подготовки к школе. Там ему приходилось высиживать максимум два занятия в день по 20-30 минут, а не четыре урока подряд по 35 минут каждый, как положено в начале учебного года. Тем более это сложно сразу после длительного летнего отдыха. Очень немногие дети физически способны без перенапряжения выдержать резкую интеллектуальную нагрузку.

«АиФ»: - Но ведь сегодня дети приходят в школу, умея читать и писать.

М.Б.: - Представление о том, что все современные дети хорошо подготовлены к школе, - миф! Это доказывают наши исследования за последние 10 лет. Да, многие ещё до школы учатся читать и писать. Но чаще это просто результат «натаскивания». Читающий и пишущий ребёнок может иметь нарушения речевого развития, проблемы с памятью и концентрацией внимания. И таких детей сегодня много. Серьёзные проблемы с психологической адаптацией. 40% детей не ходят в детский сад.

У них нет большого опыта общения со сверстниками и чужим взрослым. Не с мамой, бабушкой, гувернёром или нянечкой, которые - ещё ребёнок не попросил - уже готовы броситься на помощь и много раз объяснять, разговаривая с ним, что называется, «глаза в глаза». А у учителя в классе 25 учеников. Нередко «домашний» ребёнок, вернувшись в первый день из школы, говорит: «Учительница меня не любит, она на меня не смотрит». Это осложняет адаптацию.

Не надо сказок

«АиФ»: - Наша воспитательница в детском саду говорит: ребёнок пошёл в школу - забудьте про себя, про работу, про мужа, всё внимание первоклашке.

М.Б.: - Ни в коем случае нельзя так делать! Слишком навязчивое внимание, к примеру, если вы сидите за спиной у ребёнка, когда он готовит уроки, ни к чему хорошему не приводит. И если до сих пор у вас не было принято подолгу обсуждать проблемы, приготовьтесь к тому, что ребёнок ничего не расскажет.

«АиФ»: - Как правильно настраивать малыша на учёбу?

М.Б.: - Не стоит уверять, что всё будет фантастически интересно, дети - замечательные, учительница - сказочная. Не стоит и говорить: «Да ты всё и так знаешь, учиться легко, у тебя будут одни «пятёрки». Так не будет. Но и пугать заранее, рассказывая о постоянном преодолении себя, тоже нельзя: «Ты там сиди, старайся, а то получишь плохую оценку». Родители должны понимать, что трудности будут, но они решаемы.

«АиФ»: - Как понять, что проблемы уже начались?

М.Б.: - Не отмахивайтесь от малейших жалоб и тревог. Не стоит говорить: «Не обращай внимания!» Ребёнок уже обратил, и его это беспокоит. Или: «Мало ли что тебе не нравится! Ты пошёл в школу, ты должен, ты обязан…» Если ребёнок молчит, не наседайте сразу («Что ты такой хмурый?», «Что сегодня случилось?»), дайте ему время прийти в себя, а потом ненавязчиво подведите к разговору («Что интересного было в школе?», «Чем вы занимались?»). Разберитесь, что не получается. Не выходит буква, потому что ребёнок не запомнил её конфигурацию? Или потому, что не может провести ровную линию? Помогите реально, а не командуйте: «Садись, больше занимайся!» Посоветуйтесь с учителем или школьным психологом. Никогда не торопите («Быстрее делай, мы не успеваем на занятия по музыке, в бассейн» и т. д.). Не может человек учиться так, чтобы у него сразу всё быстро получалось.

«АиФ»: - Как сделать так, чтобы интерес к учёбе не пропал?

М.Б.: - Интерес к учёбе поддерживается успехом и интересом. Если у ребёнка что-то не получается, сумейте понять причину и помочь. Потерю интереса провоцируют завышенные требования к ребёнку. Если ему не по силам то, что вы от него хотите, удачи не будет. А значит, и желания учиться - тоже.

По стандартам

«АиФ»: - Когда наконец в 1-м классе отменят зачёт по технике чтения?

М.Б.: С 1 сентября первые классы начинают работать по новому стандарту образования. В нём нет цифр, скорости чтения, а сказано, что ребёнок должен читать в свойственном ему темпе, чётко, осознанно, должен уметь пересказывать текст, и то не в начале учебного года. Но я не исключаю, что некоторые педагоги захотят продолжить прежнюю практику.

«АиФ»: - Недавно по ТВ показывали, как А. Чубайс демонстрировал В. Путину электронный учебник.

М.Б.: - Такая книга нужна. Но, пока нет исследований о том, как работа с этим устройством влияет на состояние ребёнка, отдавать его в руки детям нельзя. Иначе может получиться, как с интерактивными досками. С третьей парты уже ничего не видно. Ребёнок должен напрягать зрение, чтобы рассмотреть, что там написано. Неслучайно в своё время были разработаны очень жёсткие требования к шрифту, чёткости, величине строки учебников, а также цвету обычной доски и мелу, всем таблицам и наглядным пособиям, которые используются в школе.

«АиФ»: - Что ж, подождём…

М.Б.: - Боюсь, что ждать не будут. А следующим этапом, видимо, станет обучение письму на клавиатуре компьютера. Ручки исчезнут, как когда-то перья. Но эта методика должна быть разработана, проверена на практике, а потом уже введена в школах.

Оставить комментарий
Вход
Комментарии (5)
  1. Elenka
    |
    14:40
    31.08.2011
    0
    +
    -
    А мой сынуля пойдет в 5-ый , уже взрослый, класс. Но волнений у меня ничуть не меньше, чем когда он шел в 1-ый класс. Как помочь ему адаптироваться, вдруг будут "проблемные" учителя (а они наверняка будут), как научить ребенка не считать себя виноватым? При возникших проблемах мы старается найти истину, а не крайних, а он почему то боится признаваться в произошедшем, т.к. считает, наверно, что ребенок всегда виноват.
  2. Рима
    |
    16:35
    31.08.2011
    0
    +
    -
    " А следующим этапом, видимо, станет обучение письму на клавиатуре компьютера. Ручки исчезнут, как когда-то перья." Это говорит человек , занимающий высокий пост в образовании. Ручку с клавиатурой - прировняла. Чот это за "видимо". В первом классе детей научите красиво и понятно писать, а клавиатура не заменит ручку.
  3. Юрий Путинцев
    |
    12:30
    02.09.2011
    0
    +
    -
    Хорошая статья. Приятно, когда на вопросы отвечают профессионалы, а не дилетанты при должностях. Но главное для меня в этой статье не столько советы Марьяны Безруких (просто для меня они - не новость), сколько вопросы и опасения которые она высказывает по внедрению непродуманной и опасной "реформы а ля Фурсенко". Вот в чём она права и в чём её необходимо поддержать на самом высшем властном уровне: "… пока нет исследований о том, как работа с этим устройством влияет на состояние ребёнка, отдавать его в руки детям нельзя. Иначе может получиться, как с интерактивными досками" (тут речь о "гениальном изобретении" А. Чубайса - электронном учебнике) "Боюсь, что ждать не будут. А следующим этапом, видимо, станет обучение письму на клавиатуре компьютера. Ручки исчезнут, как когда-то перья. Но эта методика должна быть разработана, проверена на практике, а потом уже введена в школах". Ох, как она права! И в результате наши дети разучатся писать. Боюсь, что и думать - тоже: зачем, когда есть компьютер?! И вот это уже не "с глупа". Тут явно попахивает осознанно поставленной целью: ОТУЧИТЬ МОЛОДОЕ ПОКОЛЕНИЕ ДУМАТЬ, ПЕРЕЖИВАТЬ, ЧТО-ТО ОЦЕНИВАТЬ! Думать за них будут другие. А их дело - весь день сидеть в сети, играть в игры, смотреть "клубничку" и ужастики, а потом - в ночной клуб на тусовку, с коктейлями (пивком), и экстази. А когда ВОПРЕКИ усилиям "реформаторов образования" оказывается, что есть ещё в России умные дети, которые читают, слушают настоящую музыку (эстрадную, в том числе, но настоящую, а не "муси-пуси"), выигрывают международные конкурсы и олимпиады, - эти самые разрушители образования выставляют их как доказательство достижений реформ (при этом, правда, забывая сказать о сравнительных цифрах и фактах: что было до их вмешательства в образование, что стало теперь, и к чему движемся).
  4. Юрий Путинцев
    |
    13:53
    02.09.2011
    0
    +
    -
    К статье "К школе готов?" (Ю. Борта, стр. 34). Хорошая статья. Приятно, когда на вопросы отвечают профессионалы, а не дилетанты при должностях. Но главное для меня в этой статье не столько советы Марьяны Безруких (просто для меня они - не новость), сколько вопросы и опасения которые она высказывает по внедрению непродуманной и опасной "реформы а ля Фурсенко". Вот в чём она права и в чём её необходимо поддержать на самом высшем властном уровне: "… пока нет исследований о том, как работа с этим устройством влияет на состояние ребёнка, отдавать его в руки детям нельзя. Иначе может получиться, как с интерактивными досками" (тут речь о "гениальном изобретении" А. Чубайса - электронном учебнике) "Боюсь, что ждать не будут. А следующим этапом, видимо, станет обучение письму на клавиатуре компьютера. Ручки исчезнут, как когда-то перья. Но эта методика должна быть разработана, проверена на практике, а потом уже введена в школах". Ох, как она права! И в результате наши дети разучатся писать. Боюсь, что и думать - тоже: зачем, когда есть компьютер?! И вот это уже не "с глупа". Тут явно попахивает осознанно поставленной целью: ОТУЧИТЬ МОЛОДОЕ ПОКОЛЕНИЕ ДУМАТЬ, ПЕРЕЖИВАТЬ, ЧТО-ТО ОЦЕНИВАТЬ! Думать за них будут другие. А их дело - весь день сидеть в сети, играть в игры, смотреть "клубничку" и ужастики, а потом - в ночной клуб на тусовку, с коктейлями (пивком), и экстази. А когда ВОПРЕКИ усилиям "реформаторов образования" оказывается, что есть ещё в России умные дети, которые читают, слушают настоящую музыку (эстрадную, в том числе, но настоящую, а не "муси-пуси"), выигрывают международные конкурсы и олимпиады, - эти самые разрушители образования выставляют их как доказательство достижений реформ (при этом, правда, забывая сказать о сравнительных цифрах и фактах: что было до их вмешательства в образование, что стало теперь, и к чему движемся).
Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Сколько опасных самостроев снесли в Москве?
  2. Что известно о секретных тюрьмах СБУ Украины?
  3. Сколько человек пострадали при взрыве в Брюсселе?

Роспотребнадзор предлагает наказывать за отказ от вакцинации, вы согласны?