00:05 31/08/2011 Юлия Борта 5 3158

В 1-м классе проблемы бывают у всех. Как их решать?

Как общаться с ребёнком-первоклассником? Скоро ли вместо обычных учебников в школах появятся электронные, а детей будут обучать...

Рассуждает Марьяна Безруких, директор Института возрастной физиологии РАО, профессор, академик РАО.

Любит - не любит

«АиФ»: - Марьяна Михайловна, объясните, чем так сложен процесс привыкания ребёнка к школе и сколько времени он длится?

М.Б.: - Адаптация в 1-м классе продолжается 4-6, иногда 8 недель. И различные проблемы в это время испытывают все первоклассники, потому что систематическая учёба для ребёнка - совершенно незнакомая ситуация. Даже если он ходил в детский сад или в группу подготовки к школе. Там ему приходилось высиживать максимум два занятия в день по 20-30 минут, а не четыре урока подряд по 35 минут каждый, как положено в начале учебного года. Тем более это сложно сразу после длительного летнего отдыха. Очень немногие дети физически способны без перенапряжения выдержать резкую интеллектуальную нагрузку.

«АиФ»: - Но ведь сегодня дети приходят в школу, умея читать и писать.

М.Б.: - Представление о том, что все современные дети хорошо подготовлены к школе, - миф! Это доказывают наши исследования за последние 10 лет. Да, многие ещё до школы учатся читать и писать. Но чаще это просто результат «натаскивания». Читающий и пишущий ребёнок может иметь нарушения речевого развития, проблемы с памятью и концентрацией внимания. И таких детей сегодня много. Серьёзные проблемы с психологической адаптацией. 40% детей не ходят в детский сад.

У них нет большого опыта общения со сверстниками и чужим взрослым. Не с мамой, бабушкой, гувернёром или нянечкой, которые - ещё ребёнок не попросил - уже готовы броситься на помощь и много раз объяснять, разговаривая с ним, что называется, «глаза в глаза». А у учителя в классе 25 учеников. Нередко «домашний» ребёнок, вернувшись в первый день из школы, говорит: «Учительница меня не любит, она на меня не смотрит». Это осложняет адаптацию.

Не надо сказок

«АиФ»: - Наша воспитательница в детском саду говорит: ребёнок пошёл в школу - забудьте про себя, про работу, про мужа, всё внимание первоклашке.

М.Б.: - Ни в коем случае нельзя так делать! Слишком навязчивое внимание, к примеру, если вы сидите за спиной у ребёнка, когда он готовит уроки, ни к чему хорошему не приводит. И если до сих пор у вас не было принято подолгу обсуждать проблемы, приготовьтесь к тому, что ребёнок ничего не расскажет.

«АиФ»: - Как правильно настраивать малыша на учёбу?

М.Б.: - Не стоит уверять, что всё будет фантастически интересно, дети - замечательные, учительница - сказочная. Не стоит и говорить: «Да ты всё и так знаешь, учиться легко, у тебя будут одни «пятёрки». Так не будет. Но и пугать заранее, рассказывая о постоянном преодолении себя, тоже нельзя: «Ты там сиди, старайся, а то получишь плохую оценку». Родители должны понимать, что трудности будут, но они решаемы.

«АиФ»: - Как понять, что проблемы уже начались?

М.Б.: - Не отмахивайтесь от малейших жалоб и тревог. Не стоит говорить: «Не обращай внимания!» Ребёнок уже обратил, и его это беспокоит. Или: «Мало ли что тебе не нравится! Ты пошёл в школу, ты должен, ты обязан…» Если ребёнок молчит, не наседайте сразу («Что ты такой хмурый?», «Что сегодня случилось?»), дайте ему время прийти в себя, а потом ненавязчиво подведите к разговору («Что интересного было в школе?», «Чем вы занимались?»). Разберитесь, что не получается. Не выходит буква, потому что ребёнок не запомнил её конфигурацию? Или потому, что не может провести ровную линию? Помогите реально, а не командуйте: «Садись, больше занимайся!» Посоветуйтесь с учителем или школьным психологом. Никогда не торопите («Быстрее делай, мы не успеваем на занятия по музыке, в бассейн» и т. д.). Не может человек учиться так, чтобы у него сразу всё быстро получалось.

«АиФ»: - Как сделать так, чтобы интерес к учёбе не пропал?

М.Б.: - Интерес к учёбе поддерживается успехом и интересом. Если у ребёнка что-то не получается, сумейте понять причину и помочь. Потерю интереса провоцируют завышенные требования к ребёнку. Если ему не по силам то, что вы от него хотите, удачи не будет. А значит, и желания учиться - тоже.

По стандартам

«АиФ»: - Когда наконец в 1-м классе отменят зачёт по технике чтения?

М.Б.: С 1 сентября первые классы начинают работать по новому стандарту образования. В нём нет цифр, скорости чтения, а сказано, что ребёнок должен читать в свойственном ему темпе, чётко, осознанно, должен уметь пересказывать текст, и то не в начале учебного года. Но я не исключаю, что некоторые педагоги захотят продолжить прежнюю практику.

«АиФ»: - Недавно по ТВ показывали, как А. Чубайс демонстрировал В. Путину электронный учебник.

М.Б.: - Такая книга нужна. Но, пока нет исследований о том, как работа с этим устройством влияет на состояние ребёнка, отдавать его в руки детям нельзя. Иначе может получиться, как с интерактивными досками. С третьей парты уже ничего не видно. Ребёнок должен напрягать зрение, чтобы рассмотреть, что там написано. Неслучайно в своё время были разработаны очень жёсткие требования к шрифту, чёткости, величине строки учебников, а также цвету обычной доски и мелу, всем таблицам и наглядным пособиям, которые используются в школе.

«АиФ»: - Что ж, подождём…

М.Б.: - Боюсь, что ждать не будут. А следующим этапом, видимо, станет обучение письму на клавиатуре компьютера. Ручки исчезнут, как когда-то перья. Но эта методика должна быть разработана, проверена на практике, а потом уже введена в школах.

Оставить комментарий
Вход
Комментарии (5)
  1. Elenka
    |
    14:40
    31.08.2011
    0
    +
    -
    А мой сынуля пойдет в 5-ый , уже взрослый, класс. Но волнений у меня ничуть не меньше, чем когда он шел в 1-ый класс. Как помочь ему адаптироваться, вдруг будут "проблемные" учителя (а они наверняка будут), как научить ребенка не считать себя виноватым? При возникших проблемах мы старается найти истину, а не крайних, а он почему то боится признаваться в произошедшем, т.к. считает, наверно, что ребенок всегда виноват.
  2. Рима
    |
    16:35
    31.08.2011
    0
    +
    -
    " А следующим этапом, видимо, станет обучение письму на клавиатуре компьютера. Ручки исчезнут, как когда-то перья." Это говорит человек , занимающий высокий пост в образовании. Ручку с клавиатурой - прировняла. Чот это за "видимо". В первом классе детей научите красиво и понятно писать, а клавиатура не заменит ручку.
  3. Юрий Путинцев
    |
    12:30
    02.09.2011
    0
    +
    -
    Хорошая статья. Приятно, когда на вопросы отвечают профессионалы, а не дилетанты при должностях. Но главное для меня в этой статье не столько советы Марьяны Безруких (просто для меня они - не новость), сколько вопросы и опасения которые она высказывает по внедрению непродуманной и опасной "реформы а ля Фурсенко". Вот в чём она права и в чём её необходимо поддержать на самом высшем властном уровне: "… пока нет исследований о том, как работа с этим устройством влияет на состояние ребёнка, отдавать его в руки детям нельзя. Иначе может получиться, как с интерактивными досками" (тут речь о "гениальном изобретении" А. Чубайса - электронном учебнике) "Боюсь, что ждать не будут. А следующим этапом, видимо, станет обучение письму на клавиатуре компьютера. Ручки исчезнут, как когда-то перья. Но эта методика должна быть разработана, проверена на практике, а потом уже введена в школах". Ох, как она права! И в результате наши дети разучатся писать. Боюсь, что и думать - тоже: зачем, когда есть компьютер?! И вот это уже не "с глупа". Тут явно попахивает осознанно поставленной целью: ОТУЧИТЬ МОЛОДОЕ ПОКОЛЕНИЕ ДУМАТЬ, ПЕРЕЖИВАТЬ, ЧТО-ТО ОЦЕНИВАТЬ! Думать за них будут другие. А их дело - весь день сидеть в сети, играть в игры, смотреть "клубничку" и ужастики, а потом - в ночной клуб на тусовку, с коктейлями (пивком), и экстази. А когда ВОПРЕКИ усилиям "реформаторов образования" оказывается, что есть ещё в России умные дети, которые читают, слушают настоящую музыку (эстрадную, в том числе, но настоящую, а не "муси-пуси"), выигрывают международные конкурсы и олимпиады, - эти самые разрушители образования выставляют их как доказательство достижений реформ (при этом, правда, забывая сказать о сравнительных цифрах и фактах: что было до их вмешательства в образование, что стало теперь, и к чему движемся).
  4. Юрий Путинцев
    |
    13:53
    02.09.2011
    0
    +
    -
    К статье "К школе готов?" (Ю. Борта, стр. 34). Хорошая статья. Приятно, когда на вопросы отвечают профессионалы, а не дилетанты при должностях. Но главное для меня в этой статье не столько советы Марьяны Безруких (просто для меня они - не новость), сколько вопросы и опасения которые она высказывает по внедрению непродуманной и опасной "реформы а ля Фурсенко". Вот в чём она права и в чём её необходимо поддержать на самом высшем властном уровне: "… пока нет исследований о том, как работа с этим устройством влияет на состояние ребёнка, отдавать его в руки детям нельзя. Иначе может получиться, как с интерактивными досками" (тут речь о "гениальном изобретении" А. Чубайса - электронном учебнике) "Боюсь, что ждать не будут. А следующим этапом, видимо, станет обучение письму на клавиатуре компьютера. Ручки исчезнут, как когда-то перья. Но эта методика должна быть разработана, проверена на практике, а потом уже введена в школах". Ох, как она права! И в результате наши дети разучатся писать. Боюсь, что и думать - тоже: зачем, когда есть компьютер?! И вот это уже не "с глупа". Тут явно попахивает осознанно поставленной целью: ОТУЧИТЬ МОЛОДОЕ ПОКОЛЕНИЕ ДУМАТЬ, ПЕРЕЖИВАТЬ, ЧТО-ТО ОЦЕНИВАТЬ! Думать за них будут другие. А их дело - весь день сидеть в сети, играть в игры, смотреть "клубничку" и ужастики, а потом - в ночной клуб на тусовку, с коктейлями (пивком), и экстази. А когда ВОПРЕКИ усилиям "реформаторов образования" оказывается, что есть ещё в России умные дети, которые читают, слушают настоящую музыку (эстрадную, в том числе, но настоящую, а не "муси-пуси"), выигрывают международные конкурсы и олимпиады, - эти самые разрушители образования выставляют их как доказательство достижений реформ (при этом, правда, забывая сказать о сравнительных цифрах и фактах: что было до их вмешательства в образование, что стало теперь, и к чему движемся).
Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Что представляет собой костюм GERT, имитирующий инвалидность?
  2. Чем известен Стивен Хокинг?
  3. Что могло стать причиной падения космического корабля «Прогресс»?

О чём бы вы хотели прочитать в следующем номере «АиФ Про Кухню»?