aif.ru counter
Юлия Борта 5804

Профессор Игорь Суколенов: каждый пятый учебник нельзя давать в руки детям

Статья из газеты: АиФ № 11 12/03/2014

Вскоре В. Путину должны представить новый школьный учебник истории. К сожалению, переписывать надо не только его.

Игорь Суколенов.

Эксперты Российской академии образования прочитали от корки до корки 584 учебника по 29 предметам и были шокированы: почти 20% из них вообще нельзя давать в руки детям. Почему - читателям «АиФ» рассказал Игорь Суколенов, профессор, член Научного совета по экспертизе учебников Российской академии образования.

Пчёлы-алкоголики

Юлия Борта, «АиФ»: Игорь Владимирович, в прошлом году Счётная палата обнаружила в учебниках вредную для здоровья информацию. Например, в учебнике биологии советовали при ожогах протереть рану спиртом, одеколоном или раствором марганцовки, то есть дожечь то, что не смог огонь...

Игорь Суколенов: В этом году рекомендацию скорректировали. Теперь раны советуют промывать... мочой. Именно такая рекомендация записана в учебнике по ОБЖ. Этот предмет особенно отличается оригинальными мыслями. Например, в учебнике ОБЖ для 8-го класса на иллюстрации «Алкоголизму подвержены все организмы на Земле» изображена миленькая мышь с банкой пива. А в тексте читаем: «…пчёлы тоже становятся алкоголиками… летают «опохмеляться».

- Закономерный вопрос: что употреблял сам автор оригинального пособия, когда писал его?

- Написание учебника для школы - особый жанр. Не каждому учёному это под силу. Желание уйти от советских учебников, удивить детей, стать им ближе, видимо, и по­служило причиной следующих пассажей. Вопрос в учебнике общество­знания: «Как вы думаете, относятся ли следующие действия к социальному взаимо­действию или нет?» Первый же вариант ответа: «Один попросил прикурить у другого». Неужели иных примеров не нашлось? Или вот информация о том, что вредно делать аборты в домашних условиях. Зачем это 14-летним подросткам на уроке обществознания, я ни как доктор наук, ни как родитель не могу объяснить. А пятиклассникам в учебнике по тому же предмету предлагается описать способы избавления от вредных привычек - алкоголизма, курения, наркомании, пере­едания. Читаем дальше. «Общество­знание», 6-й класс: «Россия - огромная страна с огромными возможностями, людскими и природными ресурсами, по­этому происходит постоянный рост численности чиновников». Глубочайший вывод! «Обществознание», 8-й класс, тема «Мир социальных отношений»: «Дети бедняков недополучают родительской заботы…» То есть если бедный - значит, плохой родитель? «В школе, - пишут дальше авторы, - ситуация усугубляется ещё больше, так как учителя не только не окружают их должной заботой, но и стремятся выжить из школы».

Фото: РИА Новости / Константин Чалабов

Сейчас авторитет учителя и так упал, а авторы его добивают. Вот ещё одно умозаключение авторов этого же учебника: «Рост терроризма в нашей стране вызывают две причины - слабая работа пограничников и ФСБ». Глубочайшая мысль! А уж как она работает на воспитание патриотизма...

Ужастик из учебника

- Помогаю сыну-третьекласс­нику с заданиями по «Окружающему миру». Иногда приходится 2-3 раза перечитывать абзац в учебнике, чтобы мне, взрослому, понять вопрос. И это текст для 9-летних детей!

- Эксперты отметили, что ряд учебников, особенно по обществознанию, ОБЖ, окружающему миру, изобилуют непонятными терминами и запутанными объяснениями. В «Общество­знании» для 8-го класса на двух страницах 4 разных определения «социальной структуры». А на ЕГЭ или ГИА ребёнок как будет отвечать - тоже даст 4 варианта? Первоклашкам на уроке математики даётся такое определение: «Многоугольником называют замкнутую ломаную линию без самопересечений». Может это понять ребёнок в 7 лет?

- А если нет ошибок, но учебник просто скучный?

- Конечно, только выискивание ляпов и искажений фактов не было главной задачей экспертов. Если учебник не предполагает ничего, кроме зубрёжки, в нём мало заданий для проверки своих знаний, для развития критического, творческого мышления, формирования собст­венного мнения, приобретения первых навыков научно-исследовательской деятельно­сти, работы в команде, то он тоже не рекомендуется школам. В учебниках по химии и физике порой полностью отсутствует рассказ о великих отечественных представителях этой науки. Иной раз, кроме Менделеева, вообще никого нет. Ряд учебников грубо нарушает закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Пример: «ОБЖ», 9-й класс. С 16 по 60 стр. подробно, с иллюстрациями описываются ужасы расчленёнки: как «отрубали за кражу кисть и правую ступню… прибивали к дереву…», «самоубийц вешали за ноги, тащили вниз лицом по рогоже по улице… привязывали тело к лошади…», как происходили ритуальные убийства, в том числе маленького ребёнка, «как мать и дочь задушили свою умственно неполноценную внучку»… И взрослый-то не каждый выдержит, а что говорить про психику ребёнка! В этом же учебнике подробно разъясняется, что такое клофелин и способы его применения криминальным миром. Авторы другого учебника «Обществознание», видимо, думают, что отучат подростков курить, расписывая, как раньше курильщикам отрубали голову, при этом вставляли трубку в рот и вешали на кол. И опять кровь, насилие, подталкивание к суициду…

- Эти учебники успели попасть в школу?

- Издательства утверждают, что учебники новые. Но эксперты обнаружили, что содержание большинства из них не менялось с 2003-2005 гг. Человек немного подредактировал старый текст, поставил свою фамилию - и всё. Интересно, какой давности текст использовал автор учебника, в котором сказано, что в Солнечной системе 43 спутника, притом что только у одного Сатурна их на сегодня известно уже 62? По­этому нет никакой гарантии, что и процитированные мною тексты не попали к детям.

Ляпы из школьных учебников

Биология, 5-6-е классы. На обложке указано «Биология. Неживые тела». А на стр. 10-11 читаем: «Биология изучает многообразие живых организмов...» Так живые они или нет?

В учебнике ОБЖ в рассказе про работу правоохранительных органов полицию называют милицией. Хотя переименовали её ещё в 2011 г. Перепечатали старый учебник и даже не перечитали?

Окружающий мир, 4-й класс. Авторы утверждают: русские победили под Полтавой шведов по следующей причине. Когда пушечное ядро случайно попало в карету с Карлом XII, лошади были убиты. Шведы подумали, что Карл убит, их сопротивление было сломлено, и русские одержали победу. Неверный факт. Во время Полтавской битвы Карл сидел на носилках, никаких лошадей в упряжке не было.


Оставить комментарий
Вход
Лучшие комментарии
  1. vnbiryukov
    |
    11:08
    17.03.2014
    1
    +
    -
    В МОН действует принцип непризнания собственных ошибок. Казалось бы, что проще: открыть на сайте министерства страницу "замеченные ошибки", оплатить каждое замечание скромной суммой, вычитаемой из гонорара авторов при переиздании, - и проблема будет решена. Но нет, - у меня есть учебник, выдержавший 7 изданий, в нем за два часа я нашел два десятка ошибок и опечаток. То, что в 1-м издании есть ошибки - естественно, то что они остаются при переиздании - вина министерства. __ Не менее печальная история с вопросами ЕГЭ. В конце-концов, МОН согласилось опубликовать вопросы (но не все!), однако ответы (именно из-за того, что они содержат больше ошибок, чем вопросы) публиковать категорически отказывается.
Комментарии (5)
  1. vnbiryukov
    |
    11:08
    17.03.2014
    1
    +
    -
    В МОН действует принцип непризнания собственных ошибок. Казалось бы, что проще: открыть на сайте министерства страницу "замеченные ошибки", оплатить каждое замечание скромной суммой, вычитаемой из гонорара авторов при переиздании, - и проблема будет решена. Но нет, - у меня есть учебник, выдержавший 7 изданий, в нем за два часа я нашел два десятка ошибок и опечаток. То, что в 1-м издании есть ошибки - естественно, то что они остаются при переиздании - вина министерства. __ Не менее печальная история с вопросами ЕГЭ. В конце-концов, МОН согласилось опубликовать вопросы (но не все!), однако ответы (именно из-за того, что они содержат больше ошибок, чем вопросы) публиковать категорически отказывается.
  2. Юрий Путинцев
    |
    20:52
    17.03.2014
    0
    +
    -
    Не верю я, что в учебниках вы нашли ошибки! Нет! Не ошибки это, а вполне продуманная и хорошо оплаченная работа по оболваниваю российских детей. Подобная работа ведётся уже много лет. И в Интернете не дурачки целыми днями расковыривают все язвы нашей жизни, выдумывают «раздобытую секретную» информацию, оскорбляют достойных людей. И внуки солдат, погибших за нашу страну, за нас, становятся националистами вовсе не потому, что так их в семье воспитали! Посмотрите на историю с письмом Путину, которое, якобы, подписали 100 известных деятелей культуры. Яковлева и Балуев заявили, что они это письмо не подписывали, и никто его с ними не обсуждал! Вот вам - яркий образец технологии оболванивания не только детей. Автор этой утки совершенно продумано заявил на весь мир, что там есть подписи этих уважаемых людей? Зачем? Да именно за тем, что бы дать правду вперемежку с ложью. Ложь вскроется, и вся правда будет скомпрометирована! Этому приёму обучают на специальных семинарах в стране с очень развитой демократией и свободой слова! Не прав М.Н. Задорнов: не тупые они! Подлые, но не тупые! Информационные войны ведут очень умело! Хорошо ещё, что в учебниках географии Курильские острова и Сибирь не закрашены пока (по ошибке!) в цвета других государств!
  3. Учитель из глубинки
    |
    22:39
    17.03.2014
    0
    +
    -
    Вопрос членам научного совета по экспертизе учебников: а почему экспертиза проводится ПОСЛЕ издания учебника? Выходит, учителя и дети страдают по вине толпы графоманов, отсекать которых в т.ч. и ваша задача.
  4. fil5918
    |
    00:30
    18.03.2014
    0
    +
    -
    Это не ошибки и опечатки, а приплачиваемая прихвостням диверсия против России, теми странами которые пекутся о том что у нас низкий уровень демократии.
Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Как пройдет инаугурация Зеленского и кто на нее приедет?
  2. Как могут измениться доплаты к пенсиям с 2020 года?
  3. Будет ли оружие стрелять в космосе?


Самое интересное в регионах
Роскачество
САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ В СОЦСЕТЯХ