aif.ru counter

Чемпионы на низком старте. Победители олимпиад учатся в 300 школах Москвы

Талантливые дети учатся в обычных школах. Это доказали результаты всероссийских олимпиад школьников. За несколько лет «чемпионов» воспитала половина московских школ!

Чем интереснее урок, тем выше шансы раскрыть талант школьника.
Чем интереснее урок, тем выше шансы раскрыть талант школьника. © / Эдуард Кудрявицкий / АиФ

А в этом году столичное образование установило небывалый рекорд: 817 учащихся стали победителями и призёрами Всероссийской олимпиады школьников (ВОШ). Причём доля победителей-москвичей среди всех участников - 44,2%. В чём секрет успеха столичных школ? Им учителя готовы делиться с педагогами из других регионов, а заодно передавать своё мастерство и наработанные методики. 

Долгие годы считалось, что таланты надо взращивать исключительно в спецшколах, отдельно от «неталантов». То есть учеников, которые засветились интеллектом на каких-то специальных конкурсах, пытались собирать в одном месте и прицельно обучать. Современное московское образование решило пойти принципиально другим путём. И теперь учителя исходят из того, что одарён каждый ребёнок, и уже задача педагога - понять, в чём именно, и помочь развить способности.

Кого талант прокормит

«С 2010 года число победителей олимпиад в Москве растёт, и каждый раз мы думаем, что дальше расти некуда, но... коман­ды столичных школьников вновь и вновь обновляют свои рекорды, - говорит директор Центра педагогического мастерства Иван Ященко. - Удалось сделать то, о чём мы начали говорить несколько лет назад: реально осуществить поворот от поиска и отбора ребят для их обучения в топовых школах к развитию талантов в массовой школе. Да, лучшие школы с огромными традициями никуда не делись и достигают даже больших результатов, чем семь лет назад. Но главная заслуга рекордных побед принадлежит нашим так называемым обычным школам, учителя которых раньше жили в уверенности: «Олимпиада вообще не для нас». Теперь они превратились в мощные, уверенно стоящие на ногах, имеющие прекрасные ресурсы и оборудование образовательные комплексы, в которых работают успешные учителя. А главное - в таких школах у любого ученика гораздо выше вероятность встретить яркого учителя именно в той области, в которой он потенциально талантлив. Иными словами, концепция «каждый ребёнок талантлив, надо лишь распознать его талант» реально работает и даёт результаты. Прекрасным способом закрепить ощущение достигнутого успеха стал не только диплом олимпиады, но и материальная премия. С этого года по инициативе мэра Москвы победители Всероссийской олимпиады получают 200 тыс. руб., а призёры - 100 тыс. Такая реальная оценка труда ребёнка даёт ему понять: его талант нужен и востребован, учись, работай во благо страны и родного города и, конечно, себя и своей семьи».

На пятки Москве в воспитании чемпионов сейчас наступают Мордовия, Татар­стан и Санкт-Петербург. Но не надо думать, что талантливые дети есть только в этих регионах. Они есть в каждой школе. «Если руководство региона, муниципалитета или конкретной школы хочет заняться «взращиванием» чемпионов, мы с радостью будем делиться нашими достижениями и методиками. Ведь в конечном итоге мы работаем не для того, чтобы победить в конкуренции между регионами, а на благо России», - считает Иван Ященко.

Слияние на благо 

Помимо ухода от деления детей на «гениев» и «остальных» у многих московских школ появились и свои собственные секреты успеха. Например, в школе № 1468 открылся «Интеллект-клуб» для дошкольников и учеников младших классов по авторской методике (для малышей приобрели специальное дорогостоящее оборудование, чтобы увлечь их), а для ребят 5-11-х классов организовано настоящее Научное общество, чтобы дать им возможность попробовать себя в роли учёных. 

«Укрупнение школ дало очень важный эффект - оно позволило аккумулировать ресурсы, как материальные, так и педагогические, - поделился с «АиФ» директор школы № 1468 Илья Бронштейн. - Сегодня московская школа - солидная организация с солидными возможностями и солидным бюджетом. В итоге нам стали доступны педагогические решения и такое оснащение, о котором раньше мы и мечтать не могли. Но главное - широкая вариативность образовательных программ. Ребёнок может по­пробовать себя на любом по­прище, будь то естественные науки или иностранные языки.

Все знают, что примерно к 5-7-му классу у детей резко снижается интерес к учёбе - ребята вступают в подростковый возраст со всеми его сложностями. В этот момент важно показать школьникам практическую ценность учёбы. В этом смысле эффективно работают программы знакомства с профессией. Для более старших ребят по­гружение в будущую профессию обеспечивают наши специальные проекты, такие как инженерные, кадетские, медицинские и академические классы».
Вопрос, волнующий многих родителей, которые раньше были нацелены на поступление ребёнка в лучшую школу: а не снизился ли её уровень после «вливания» менее успешных учебных заведений? «Если у вас есть два батона хлеба, один свежий, а другой чёрствый, от того, что вы положите их рядом, не изменится ни тот ни другой, - объясняет Илья Бронштейн. - Совсем другая история, если в школе после реорганизации - что и было её целью - соз­даётся единое образовательное пространство. Тогда результаты возрастают. Если мы его создать не можем, то была ли у нас школа успешная или менее успешная, не имеет никакого значения - результаты будут падать у обеих. Это зависит от одной, по сути, вещи - того, кто стоит во главе образовательного комплекса. Если руководитель видит своей целью сидеть тихонечко, чтобы его никто не тронул, - тогда да, всё закончится плачевно. А если он действительно заинтересован в том, чтобы школа развивалась, он найдёт способ управлять солидными ресурсами так, чтобы все подразделения работали эффективно».

Кружок чемпионов 

А какие ресурсы использует школа, чтобы мотивировать учеников для участия в олимпиадах? «Сильный ход - привлечение победителей ВОШ прошлых лет, а также выездные тренировочные предметные лагеря для ребят, - рассказывает «АиФ» директор школы № 1270 Вера Кинешова. - Кроме того, для участников олимпиад создаются индивидуальные учебные планы, им даже иногда (в виде исключения) разрешается не посещать обычные уроки, чтобы хорошо подготовиться. (Позже они, разумеется, навёрстывают.) В нашей школе педагоги, которые «тренировали» призёров и победителей, получают сущест­венную материальную поддерж­ку. А мы многие годы проводим школьный тур олимпиад для всех учащихся. С каждым разом успехи становятся лучше. В этом году у нас 34 призёра и победителя регионального этапа ВОШ (это 23% от общего количества учащихся 9-11-х классов). Два ученика вошли в команду Москвы по истории для участия во всероссийском этапе, и один из них стал призёром заключительного этапа. 24 школьника - победители и призёры Московской олимпиады школьников. Конечно, всему этому способствуют активные позитивные изменения в системе московского образования, которые укрепляют в сознании мысль, что каждый ребёнок может достичь успеха. И участие в олимпиадах - это выстроенная системная работа школы в интересах и для развития любого из своих учеников».

Кстати, с сентября в каждой школе столицы заработают «кружки чемпионов», в которых звёзды ВОШ прошлых лет станут готовить будущих победителей и призёров.

«Заниматься в них дети могут не только по 24 предметам, которые входят в ВОШ, но и по дополнительным дисциплинам», - говорит председатель Ассоциации победителей олимпиад Артём Шишов.  

«Дети понимают своих ровесников лучше, чем учителей, ведь те, к примеру, могут не разбирать подробно некоторые вопросы сложной темы, считая их очевидными, что отнюдь не так в понимании ребёнка. А те, кто уже прошёл этот путь, понимают, к чему и как готовить участников», - признаются сами вчерашние ученики, а теперь педагоги. 

Чтобы охватить большее число детей, в том числе из регионов, и вовлечь их в олимпиадное движение, ассоциация разрабатывает онлайн-курсы. Пока же такие дистанционные олимпиадные курсы по всем предметам доступны через платформу «Московская электронная школа». «Каждый ученик, желающий попробовать свои силы в конкурсе, сможет получить код доступа в систему и самостоятельно готовиться к школьному этапу олимпиады. Это даст ребёнку возможность получать материалы для занятий, а главное - консультации специалистов в данной предметной области», - добавляет Артём Шишов. Так что нынешний рекорд москов­ских школьников, судя по всему, будет опять не последним.


Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Какие иски могут подать пострадавшие в авиакатастрофе и родственники жертв?
  2. Что за эксперимент с имитацией полета на Луну проходит в России?
  3. Чем запомнился актер Петр Зайченко?


Самое интересное в регионах
Роскачество
САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ В СОЦСЕТЯХ