Юлия Борта 7 6503

Коррупция в законе. Чиновники обогащаются на проверках вузов?

Нынешняя приёмная кампания удивила тем, что прямо в разгар поступления Рос­обрнадзор начал десятками закрывать вузы.

Проверяющие структуры требуют от детей кристальной честности при сдаче ЕГЭ, а сами врут напропалую?
Проверяющие структуры требуют от детей кристальной честности при сдаче ЕГЭ, а сами врут напропалую? © / Shutterstock.com

Что это — борьба за качество образования или устранение конкурентов среди коммерческих вузов?

Театр абсурда...

С 2013 года Министерство образования, согласно постановлению правительства, регулярно ищет в системе высшего образования «плохие» вузы, проводя мониторинг эффективности, а также плановые проверки. Поставлена цель — закрыть «шарашкины конторы», торгующие дипломами, но не дающие образования. Но вот загадка: в списках неэффективных раз от раза оказываются известные и солидные вузы, а «будки» по продаже «корочек» как торговали ими, так и торгуют. «Создаётся впечатление, что чиновники Рособрнадзора под благим предлогом закрыть вузы-помойки душат те вузы, которые “заказали” конкуренты, — считает Амет Володарский, зампредседателя научного совета РАН. — Если вуз “заказали”, то будьте вы хоть семи пядей во лбу, хоть нобелевских лауреатов выпускайте, найдут, к чему придраться».

Читайте также: Миноборнауки создаст 150 опорных университетов в стране>>

«От нас до сих пор требуют устранить некие формальные нарушения по площадям (в законодательстве изменились требования к аренде), с которых мы давно съехали, на что есть подтверждающие документы, — говорит Зоя Беркетова, ректор Столичного института иностранных языков, в который Рособрнадзор запретил приём. — Это просто театр абсурда! К качеству образования претензии чиновников не имеют ни малейшего отношения!»

...Или произвол?

Однако для главных режиссёров этого театрального действа спектакль может быть весьма прибыльным. Эксперты общественного движения «Обрнадзор» установили схему «образовательного рейдерства». Ректор некоего частного вуза «заказывает» проверку своего конкурента, не имеющего друзей среди нужных чиновников. Контролёры выдают неисполнимое предписание и запрещают приём в вуз. Ректор-заказчик звонит вузу-жертве, предлагает взять его студентов (закрытый вуз обязан по закону перевести их в другое учреждение для продолжения образования), а то и купить весь вуз по цене ниже рыночной. По странному совпадению после проверки Рос­обрнадзора ректору Столичного иняза Зое Беркетовой неоднократно поступали предложения продать институт. Говорят о случае, когда один из частных вузов, ректор которого был близок к чиновникам от образования, таким образом увеличил контингент студентов-платников за неполный год в несколько раз. При этом чиновники, видимо, получают материальную благодарность от рейдеров. А если госвуз расположен в старинном здании в центре города, то закрытие его даёт возможность забрать здание. Конечно, некоторые вузы отваживаются на отпор и даже подают в суд на Рос­обрнадзор. Например, Современный технический институт в Рязани.

Есть и другая схема: накануне проверки ректору вуза звонят некие «благодетели» и предлагают провести «образовательный аудит» за миллионную сумму. Либо уже после проверки сами же госинспекторы за мзду помогают вузу устранить ими же обнаруженные нарушения. И это не говоря уже о десятках миллионов, зарабатываемых чиновниками на госконтрактах. В апреле 2014 г. Генпрокуратура установила, что эксперты, привлекаемые к проверкам, получали зарплату от вуза, а не от министерства.

Как верно отметил Борис Падалкин, 1-й проректор МГТУ им. Баумана, пока есть спрос на «корочки», будет и предложение. Бороться надо с причиной, а не со следствием. А мы добавим: пока сами чиновники несут в госорганы свои липовые дипломы юристов и экономистов, фальшивые диссертации, бизнес по торговле ими будет процветать.

Оставить комментарий
Вход
Лучшие комментарии
  1. Рашит ханнанов
    |
    08:20
    07.09.2015
    5
    +
    -
    Автор даже не смога сформулировать даже хоть какие-то выводы и предложения. и этому есть свои причины. Какие? Ведь выхвачен лишь один маленький негативный момент из сферы образования. А на самом деле вся!!! политика в сфере образования за последние 15 лет оказалась полностью!!! провальной. В огромном большинстве потерялся смысл самого образования. Высшее образование является вершиной пирамиды. А что мы здесь имеем ? Огромная масса родителей годами "устраивают" своих детей на такие специальности, которые не имеют никакой перспективы в будущем. И получив образование их дети занимаются, как правило, малоквалифицированным трудом. Какой смысл? Но и все государство в этом плане не лучше. И найти сейчас смысл в деятельности государства тоже трудно. Реформ много, а толку нет. Вот спрашивается создали ЕГЭ. Вроде, с хорошей целью. Но ведь когда на каждого ребенка, заканчивающего школу, в стране имеется как минимум одно место в ВУЗе!!!!! . То всякое ЕГЭ практически просто теряет смысл. Т.е. система образования в России утратила всякую связь с реальностью, с практической жизнью. Оно уже полностью "заточено" на какие-то внутренние коррупционные вопросы. Преподаватели делают дополнительные заработки, пугая детей ЕГЭ и подгоняя друг другу учеников для репетиторства. Владельцы ВУЗов, связанные с чиновниками и депутатами, качают прибыль на торговле дипломами, госчиновники делают деньги на проверках. А вот на производстве и в жизни вообще нет хороших дипломированных специалистов. Согласны???
  2. Юрий Путинцев
    |
    16:25
    07.09.2015
    2
    +
    -
    АиФ регулярно публикует статьи о вопиющем состоянии дел в системе образования. Очень сильной (с точки зрения приведённых цифр, фактов, высказываний из многих регионов страны) была большая подборка статей с общим заголовком «Школьники с протянутой рукой» в АиФ № 34 от 19.08.2015 г. Шесть авторов (среди них и Ю. Борта) из 3-х регионов, их собеседники – учителя, представитель межрегионального учительского профсоюза, Российской академии образования. Но то были статьи о положении дел в школах России. Были в этом году и статьи о высших учебных заведениях: «100-балльнй стресс» (№ 33 от 12.08); «Небесплатное высшее» (№ 28 от 08.08). Отдельно стоит вспомнить статью Юлии Борта из АиФ № 5 от 28.01.2015 г. «Учился и не пригодился?». У этой статьи – говорящий подзаголовок: «ВУЗы выпускают 200 тыс. инженеров и 30 тыс. врачей в год. Где они?». Вот в этом и суть: Вы занялись внедрением рынка в систему образования? У вас это получилось! В рыночной экономике самое главное – не произвести товар, а продать его. Потому и есть такой устойчивый термин – «кризис перепроизводства». Сначала наплодили сотни и тысячи Университетов и Академий (амбициозно!). Ввели коммерческие критерии: «хотите много получать – набирайте много студентов и берите с них плату за обучение». Набрали, плату собрали и стали выпускать востребованных 10-15 лет назад специалистов – юристов, экономистов, бухгалтеров, аудиторов… Профиль ВУЗа не имел значения, главное – заманить на «модную» профессию. Естественно, рынок быстро насытился. Ах, нужно срочно сокращать производство невостребованных специалистов. Ну, тогда и обучать 5 лет нет смысла. Главное – собрать деньги и выдать дипломы. Напомню: это был январский номер АиФ. Прошло 8 месяцев. И вот – день сегодняшний: заказные проверки, нечистые на руку проверяющие (они же – «решалы»), взятки, рейдерские захваты, безработные выпускники с высшим образованием низкого качества… Неужто и на этот раз (и с такими фактами) всё будет спущено на тормозах, и Д.В. Ливанов продолжит «реформу» системы образования?! А речь ведь идёт не о качестве работы Минобразования и науки, не о судьбе Д.В. Ливанова, а о судьбе наших детей и, в конце концов – страны! Тут нельзя махнуть рукой и сдаться! А вот министр, если он человек порядочный, обязан, попросить о переводе его с этого поста. Хотя бы для того, чтобы не оказаться потом в положении А. Сердюкова, или в ещё худшем положении.
Комментарии (7)
  1. Рашит ханнанов
    |
    08:20
    07.09.2015
    5
    +
    -
    Автор даже не смога сформулировать даже хоть какие-то выводы и предложения. и этому есть свои причины. Какие? Ведь выхвачен лишь один маленький негативный момент из сферы образования. А на самом деле вся!!! политика в сфере образования за последние 15 лет оказалась полностью!!! провальной. В огромном большинстве потерялся смысл самого образования. Высшее образование является вершиной пирамиды. А что мы здесь имеем ? Огромная масса родителей годами "устраивают" своих детей на такие специальности, которые не имеют никакой перспективы в будущем. И получив образование их дети занимаются, как правило, малоквалифицированным трудом. Какой смысл? Но и все государство в этом плане не лучше. И найти сейчас смысл в деятельности государства тоже трудно. Реформ много, а толку нет. Вот спрашивается создали ЕГЭ. Вроде, с хорошей целью. Но ведь когда на каждого ребенка, заканчивающего школу, в стране имеется как минимум одно место в ВУЗе!!!!! . То всякое ЕГЭ практически просто теряет смысл. Т.е. система образования в России утратила всякую связь с реальностью, с практической жизнью. Оно уже полностью "заточено" на какие-то внутренние коррупционные вопросы. Преподаватели делают дополнительные заработки, пугая детей ЕГЭ и подгоняя друг другу учеников для репетиторства. Владельцы ВУЗов, связанные с чиновниками и депутатами, качают прибыль на торговле дипломами, госчиновники делают деньги на проверках. А вот на производстве и в жизни вообще нет хороших дипломированных специалистов. Согласны???
  2. droid007
    |
    09:20
    07.09.2015
    1
    +
    -
    Чиновники всех мастей! Оставьте в покое вузы! Лучше помогайте им выжить! Стране нужны образованные люди! Прекратите лучше строить никому не нужные в таких количествах помпезные церкви и храмы, фешенебельные фитнес-клубы и торговые центры!
  3. vesta-525@mail.ru
    |
    12:53
    07.09.2015
    1
    +
    -
    Ну и бардак в стране! Слава великим реформаторам!!Развалили всё , в том числе и образование и здравоохранение и виновных нет!!!
  4. Карабас
    |
    13:03
    07.09.2015
    2
    +
    -
    Для того, чтобы выстроить перечень жизненно необходимых стране вузов и их количество - достаточно нескольких дней работы специалистов старой школы. Особенно вузов с династиями и своими научными школами. Уже явно виден перекос и итоги непрофессиональной деятельности жуков из Минобра. Цель одна - деньги. Как всегда. На чем угодно.
Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Когда водитель должен переключать дальний свет на ближний?
  2. Можно ли перевозить ребенка на переднем сиденье автомобиля?
  3. Кому может грозить уголовная ответственность за ввоз «санкционки»?


Какая система оценок в школе самая правильная?

Самое интересное в регионах
САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ В СОЦСЕТЯХ

Новое на AIF.ru