Юлия Борта 0 575

Ребёнок изобретает моторчики? Ведите его в инженерный класс

Проект «Инженерный класс в москов­ской школе» существует второй год. За это время у образовательных учреждений столицы, решивших растить будущих инженеров, появились свои ноу-хау - как научить детей работать одновременно и головой, и руками.

Лучше один раз сделать самому, чем часами слушать учителя.
Лучше один раз сделать самому, чем часами слушать учителя. © / Эдуард Кудрявицкий / АиФ

Более того, появились люди, которые прицельно ищут свежие идеи и даже готовы запустить в жизнь плоды инженерного творчества талантливых школьников. 

Ключик к замочку

Но чему и как учить детей, если технологии устаревают быстрее, чем ребёнок заканчивает школу?

«Догнать современные технологии невозможно, - считает Ирина Мусина, директор лицея № 1581. - Мы стараемся развивать в детях инженерное мышление. А инженер - это человек, который создаёт новые способы решения вне зависимости от уровня техники. К слову, сегодня изменился и образ современного инженера. Это в первую очередь востребованный и успешный человек. И дети хотят быть такими! Наши задачи - дать фундаментальные знания и предоставить ученикам возможность реализовать себя в области инженерной профессии. Ребята активно участвуют в соревнованиях: Робофон, Хакатон, Школа реальных дел, конференции «Инженеры будущего». Началось это с олимпиады «Шаг в будущее», по результатам которой они поступали в МГТУ им. Н. Э. Баумана (лицей сотрудничает с вузом с 2006 г. - Ред.). Уникальность олимпиады в том, что она состоит из двух этапов: практического, когда ученик готовит и защищает проект; и теоретического, проверяющего знания по физике. Именно первая часть и даёт возможность ученику понять, хочет он быть инженером или нет».

Инженерный класс.
Инженерный класс. Фото: АиФ/ Эдуард Кудрявицкий

Сегодня физика - один из самых сложных предметов. А без неё будущему инженеру никуда. «Часто физика в школе сводится к тому, чтобы научить детей решать абстрактные задачи, и лучше всего аналогичные тем, что будут на ЕГЭ, - говорит Елена Ольховская, учитель физики лицея № 1581. - В итоге ребята решают по шаблону, не вдумываясь в смысл задачи, и тогда получаются 2-тонные мухи, которые летают со скоростью реактивного самолёта. Физика - это прежде всего эксперимент. Лучше один раз самому провести эксперимент, чем много раз слушать учителя. Интерес к познанию естественнонаучной картины мира есть у всех детей. Почему идёт дождь, как сохранить продукты свежими, если нет холодильника, как спроектировать дом, чтобы он не рассыпался? Это и физика быта. Когда дети видят, что знания не теоретические, а имеют конкретное приложение в жизни, находят ответы на свои вопросы, они усваивают предмет гораздо лучше».

Для инженерного творчества требуется специальное оборудование. Однако во время «Малых инженерных соревнований», проводимых студентами МГТУ им. Н. Э. Баумана на базе лицея, ребята создают движущиеся модели буквально из ничего - кусков пенопласта, резинок, бутылочных пробок и т. д. Чья модель дальше уедет - тот и победил. Так формируется инженерное мышление. 

Физик + лирик = инженер?

Почему-то считается, что истинных технарей не стоит мучить сочинениями и прочими гуманитарными предметами. «Это неправильно, - считает Бахаргуль Юнусова, учитель русского языка и литературы лицея № 1581. - Ребятам с техническим складом ума нужно по-другому преподавать. К образности и красоте слога они приходят через композицию и чёткую структуру. Уясни­ли, где самая острая точка, каковы этапы развития сюжета, - можно рассуждать об изобразительных средствах. Литература учит детей смотреть на технологии не только с рациональной точки зрения - как точно рассчитать и надёжно построить, - но и с человеческой. Как сделать так, чтобы этим мог воспользоваться любой человек? Как привнести в свои творения красоту? Знаменитый авиаконструкор А. Туполев неслучайно говорил: «Хорошо летают только красивые самолёты».  

Раскрываем таланты

Валентина Моисеева, директор школы № 199:

Мы стараемся привлечь детей к исследовательской проектной деятельности. Конечно, для школьных учителей это не совсем привычная работа, да и не всегда есть время заниматься наукой и инженерным делом в рамках обычных уроков. По­этому наша школа сотрудничает с несколькими ведущими техническими вузами Москвы - ­НИТУ «МИСиС», Национальным исследовательским университетом нефти и газа им. Губкина и другими. С детьми приходят заниматься преподаватели высшей школы, старшеклассники посещают университетские субботы. 

В рамках проекта «Инженерные классы» мы заключили трёхсторонний договор: «Школа № 199 - НИУ РГУ нефти и газа им. Губкина - компания «Роснефть». Лучшим учащимся после окончания вуза компания гарантирует работу. Правда, с одним условием: выпускники должны два года отработать на предприятиях «Роснефти» в регионах. В начале этого года ученики 10-го класса съездили в Нефтеюганск, чтобы своими глазами посмотреть, как добывают нефть и газ, что собой в реальной жизни представляет работа нефтяника. 

Проект «Инженерные классы» даёт детям возможность реализовать свои способности. Может быть, мы никогда в жизни на таких ребят не обратили бы внимания: учится ребёнок в обычном классе, получает оценки. Когда же мы показываем детям, что можно сделать своими руками, окунаем их в атмосферу современной инженерии, они начинают творить. Недавно ученики химико-биологического класса изобрели необычный сустав ноги. И даже получили за свою оригинальную разработку патент и признание экспертов!

Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Нужна ли доверенность, если владелец авто едет пассажиром?
  2. Может ли очевидец происшествия оказать пострадавшему первую помощь?
  3. Могут ли из-за долгов по ЖКХ не выпустить за границу?


Какая система оценок в школе самая правильная?

Самое интересное в регионах
САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ В СОЦСЕТЯХ

Новое на AIF.ru