Юлия Борта 0 2175

«Школа ступеней». В чём преимущества образовательных комплексов

Всё больше крупных московских образовательных центров переходит на новую форму организации учебного процесса - «школу ступеней».

Кому диван? 

Когда московские школы объединились в комплексы, состоящие из нескольких зданий, где учатся по 3-5 тыс. детей, возникла логичная идея: почему бы не собрать в одном строении все начальные классы, в другом - среднюю школу, в третьем - только старшеклассников или профильную школу? И оказалось, что это удобно не только с точки зрения формальной организации учебного процесса, но и даёт огромные плюсы для развития самих детей. Позволяет создать обучающую среду, соответствующую возрасту школьников. Ведь учить и развивать ребёнка можно и нужно не только на уроке. 

«В начальной школе ведущей деятельностью детей помимо учёбы остаётся игра, и это требует соответствующего оформления зданий и рекреаций, - говорит Илья Новокрещёнов, директор школы № 2095 «Покровский квартал». - Для старше­классников такая среда совсем не подойдёт, им нужна обстановка, которая будет мотивировать на более серьёзное изучение разных предметов, профессиональные пробы. Спросите у любого директора школы, была ли у него попытка поставить диваны в школьных коридорах и чем она закончилась. У меня такие попытки были. И могу честно сказать: там, где учатся ребята 5-6-х классов, от мягкой мебели скоро остаются одни воспоминания - возраст такой неугомонный. А вот если поставить диваны старшеклассникам, они будут предельно благодарны и станут использовать их по назначению - для отдыха в перерывах между занятиями. То же самое касается и таких проектов, как буккроссинг (обмен книгами), когда ребята приносят в школу свои книжки, которые прочитали, а взамен могут взять домой чьи-то другие. Это тоже интересно ученикам старшей школы. Я не говорю уже про отдельные туалеты и столовые. В каждой школе наверняка случались конфликты, когда девочки-старшеклассницы, решив на перемене подкраситься и покрасоваться перед зеркалом, не пускали малышей в туалет. К слову, по требованиям Роспотребнадзора даже высота унитазов должна быть разная для детей разного возраста. «Школа ступеней» такие проблемы решает полностью». 

Родительские ноги

«Можно создать такое пространство, где каждый кусочек площади работает на развитие ребёнка, - продолжает Марина Варгамян, директор лицея № 1571. - Вместо пустых коридоров, где бегают и, увы, нередко сталкиваются друг с другом маленькие и большие дети, - настоящая детская страна, в которой любой ребёнок может найти себе занятие по интересам. Например, для ребят начальной школы оборудованы «автогородки» с дорожной разметкой. Можно поиграть в водителей и пешеходов, а заодно изучить Правила дорожного движения. У старшеклассников - уголки, где можно сыграть партию в шахматы, нарды или поискать интересный материал к уроку в компьютере, который находится в открытом доступе. Стоит продумать и другую среду школьной столовой. Скажем, если обедать приходят дети начальной школы, педагоги учат их пользоваться столовыми приборами. Для старшеклассников в столовой созданы условия настоящего кафе. Ну и вечная проблема большой школы - раздевалка, когда внизу висят вещи младше­классников, а наверху старших детей, и всё всегда теряется. В «школе ступеней» всё рассчитано на возраст детей, которые находятся в данном здании. В том числе и территория возле школы. Для малышей - детские площадки, поле для мини-футбола и даже сцена, где ребята, гуляя, могут показывать представления. Для старших детей - силовые тренажёры, поле для игры в баскетбол и т. д. Всё это помогает развитию детей и созданию для ученика атмосферы школы успеха. 

Почему ещё мы уверены, что сделали правильный выбор 5 лет назад? Назову цифры. Если раньше школа набирала всего 2-3 первых класса, то теперь к нам приходит около 500 первоклассников ежегодно. Родители голосуют за изменения ногами. И ещё один красноречивый пример. Тем, у кого есть дети-школьники, наверняка знакома ситуация: ребёнок сильно устаёт после уроков, капризничает... У нас дети теперь не хотят уходить домой! Приходит бабушка за внуком, а он ей: «Ты пришла на пять минут раньше. У меня ещё есть право находиться в своей школе».     

Лучше меньше, да лучше

Что ещё даёт «школа ступеней» детям? «Более качественного учителя, - уверен Илья Новокрещёнов. - Если учитель преподаёт в классах от 5-го до 9-го, то он вынужден готовиться к 5-6 урокам в день. Когда педагог выбирает для себя узкую специализацию, например только 5-6-е классы (а в большой школе это возможно без уменьшения учительских часов), то время подготовки сокращается сразу до двух уроков. Это означает, что он может готовиться и изучать свою часть предмета намного глубже, у него остаётся время для самосовершенствования. Плюс к тому у преподавателей одного предмета больше шансов для профессионального общения в «школе ступеней». 

Но что ещё более важно - возможности для детского общения расширяются. В разном возрасте дети по-разному общаются друг с другом. Если ребята пришли в школу не потусить, а именно учиться, то есть подо­зрение (и оно оправдывается!), что у них возникнут интересы и разговоры не только о делах сердечных. У них возникнет диалог в рамках выбранных направлений обучения. По возрастам проще организовать кружки и секции, а к ним уже подтягивать преподавателей и материально-техническую базу. Например, в здании, где у нас учатся старшеклассники, есть большой актовый зал, где раз в месяц проходят лектории с участием известных профессоров высшей школы. На таких лекциях зал всегда битком».   

«Не секрет, что учителя тоже нередко делятся на тех, кто больше любит и умеет преподавать в средней школе или работать с маленькими детьми, - уверена Ирина Жданова, директор лицея № 1560. - А есть учителя, которые готовы выпустить ребёнка из школы, подготовить к поступлению в вуз, помочь с выбором профиля. В условиях больших «школ ступеней» есть реальная возможность таким образом перерас­пределить силы педагогического коллектива».

Создание «школы ступеней» позволяет даже эффективнее расходовать бюджетные средства. 

«Если бы старшеклассники обучались в разных зданиях, школе пришлось бы оборудовать лаборатории для уроков физики, химии, биологии в каждом из них. При этом понятно, что часть дня они бы просто простаивали, ведь практические занятия бывают не каждый урок, - считает Наталья Акулова, директор школы № 1253. - Теперь же все консолидировано там, где больше востребовано. Например, у нас есть целый этаж, где располагаются только кабинеты биологии с необходимым оборудованием. А учителям одного профиля такая организация позволяет быть в зоне досягаемости друг для друга и решать вопросы, касающиеся развития образования внутри школы. Получилась уникальная история, когда увлечённые люди вместе занимаются любимым делом». 

Минусов нет, только плюсы

А почему всё-таки «школа ступеней»? «В прошлом законе об образовании разные уровни образования назывались ступенями, поэтому школа и получила такое название, - объясняет Наталья Акулова. - Правда, просто перенести классы из одного здания в другое мало. Надо понимать, зачем ты это делаешь, и не забывать разъяснять родителям, с какой целью это происходит. Поначалу были мамы и папы, которые отнеслись настороженно к изменениям. Но в прошлом году, когда состоялся первый выпуск детей, которые четыре года отучились в новом, приспособленном именно для них строении, родители благодарили школу. 

Не думаю, что переход из одного здания в другое для детей - это стресс и сложности привыкания. Всё как раз наоборот! Другие помещения классов - это новый интерес и новый этап взросления. Ну а почувст­вовать, что все дети - ученики одной школы, в полной мере позволяют общие праздники и мероприятия». 

«У нас проблемы взаимодействия детей разных ступеней обучения не существует в принципе, потому что все ребята объединены «пионерской» организацией в рамках Российского движения школьников, - делится Валерий Тихонов, директор Центра образования № 1858. - Они совсем не похожи на советских пионеров. Хотя наши ученики тоже носят красные галстуки, это никак не связано с Коммунистической партией. Старшие классы шефствуют над младшими, проводят у них различные мероприятия и даже иногда уроки. Так что никакой изоляции одних от других нет. Более того, если раньше родители стремились записать детей в конкретную школу из всего комплекса (потому что у неё исторически, до объединения школ, был образ более сильной, имеющей высокие рейтинги), то теперь такой проблемы тоже не существует. Школа предоставляет широчайший спектр образовательных услуг абсолютно для всех детей».  

Кстати

Ещё одна современная модель школьного образования - «школа факультетов». Это дальнейшее развитие «школы ступеней», когда для старшеклассников выделяется не только отдель­ная ступень, но и разные здания под конкретный профиль. Например, гуманитарии располагаются в одном корпусе, технари - в другом и т. д. И все помещения соответствующим образом наполняются и оформляются.

Скажем, в одном случае на стенах формулы, в другом - высказывания знаменитых литераторов. И лаборатории для физико-математического, инженерного или естест­венно-научного профиля оборудуются свои. 

Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Есть ли смысл делить водителей на профессионалов и любителей?
  2. В чем суть скандала вокруг Дурова и «экс-сотрудника» Telegram?
  3. Как россияне будут отдыхать в ноябре 2017 года?

Надо ли материально наказывать родителей за отказ прививать детей?

Самое интересное в регионах
САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ В СОЦСЕТЯХ

Новое на AIF.ru