Юлия Борта 7 1759

Сколько вузов нужно РФ? Ректор «Плехановки» об экономистах нового формата

​Можно ли научить быть миллионером? Вполне. Министр образования Ольга Васильева поддержала инициативу ректора российского экономического университета им. Плеханова Виктора Гришина учить молодёжь бизнес-мышлению.

Виктор Гришин.
Виктор Гришин. © / Григорий Сысоев / РИА Новости

Пока же выпускники российских вузов с работой в реальном бизнесе знакомы плохо. 

В эксклюзивном интервью «АиФ» Виктор Гришин рассказал о том, сколько стране нужно вузов и чему ещё учить молодёжь. 

Где наших ждут

Юлия Борта, «АиФ»: Виктор Иванович, наших молодых математиков, химиков, программистов на Западе ценят, а вот экономисты из России не нужны. Почему? 

Виктор Гришин: Не согласен. На Западе ценятся экономисты, имеющие двойное образование. Скажем экономисты, умеющие применять информационные технологии (IT), математику, статистику для решения экономических вопросов. Такая дисциплина, получившая название эконометрика, активно развивается. Судя по отзывам профессоров в Германии, в этом наши молодые специалисты — одни из лучших в мире. В самом престижном международном рейтинге (QS) наши выпускники-экономисты занимают 85 место по успешности выпускников (опрашивалось 8 тыс. компаний во всём мире). Проблема иная: как удержать таланты в стране. 

На Западе ценятся экономисты, имеющие двойное образование.

— Количество бюджетных мест на экономические и юридические факультеты год от года сокращается, а инженерных и педагогических — увеличивается. Но можно ли вообще заранее запланировать потребность экономики в экономистах, юристах, инженерах, учителях? 

— Государство видит, что в определённом секторе экономики не хватает специалистов, и заказывает системе образования именно их. Сейчас свыше 45% от всех бюджетных мест отдано инженерным специальностям. Но это потребность сегодняшнего дня. Предугадать ситуацию через 5-7 лет, когда эти выпускники выйдут на работу, нереально. Нынешний экономический кризис никто заранее не спрогнозировал. Так и с кадрами: на рынок труда выйдет огромная армия инженеров, а грамотных экономистов и юристов будем днём с огнём искать. Нужен более внимательный анализ прогнозов социально-экономического развития России. Есть проблемы и со статистическими подсчетами. А как можно составить верный прогноз в экономике, если исходная информация неправильна? 

— Закрывают не только отдельные факультеты, но и целые вузы. Если к 2000-м у нас доступность высшего образования была почти 100%, то постепенно эта цифра сокращается...

— Я вам приведу цифры. В России работоспособных людей с высшим образованием — 52%, в развитых странах — не более 15%. Столько же было и в Советском Союзе. И это позволяло вести более качественный отбор абитуриентов — всё-таки высшее образование всегда считалось элитным. Но в 90-е в вузы пришли даже те, кто не мог и не хотел учиться. В 2008-2009 гг. мы достигли рекордных показателей — 1100 вузов и более 7,5 млн студентов. С 2009 г. количество тех и других стало сокращаться. К 2016 г. число вузов уменьшилось до 896. Сейчас в них поступают 60-70% выпускников школ. Но и это — перебор, при таком количестве страдает качество обучения. Опросы ВЦИОМ показали: 55% отечественных работодателей считают качество подготовки выпускников вузов средним и 28% — низким, большинство поддерживает политику «зачистки» образования от слабых вузов. Мне возражают: мол, лучше пусть учатся, чем болтаются по улицам, увеличивая число преступлений. Но мы впустую расходуем деньги налогоплательщиков на их обучение, а дети все равно недовольны. По специальности устроиться не могут, а работать на производстве или в магазине с дипломом вуза считают зазорным. Как бы это не вылилось в социальный протест и демонстрации с плакатами: «Обучили? Теперь предоставьте работу по специальности!». Поэтому надо закрывать обязательно слабые вузы. Кстати, сегодня многие колледжи готовят очень неплохих специалистов. И не важно, какая у них «корочка». В итоге дело в знаниях, а также в умении и возможности их применять на практике. 

Сейчас в вузы поступают 60-70% выпускников школ. Но и это — перебор, при таком количестве страдает качество обучения.

Кто воспитает молодёжь

— Шокирует, что сегодня за эти же самые «корочки» иные готовы зверски избить преподавателя. Недавно в Петербурге студент журфака покалечил преподавателя за «двойку». Откуда такая жестокость?

— У нас тоже был случай: студент обругал преподавательницу матом. На следующий день мы его отчислили. Высшее образование предполагает определенный и достаточно высокий уровень культуры. Иначе никак. Люди и в условиях демократии должны понимать, где право и мораль. А если нет совести, не работает право, получается, что можно избить врача, учителя, унизить и оскорбить другого человека. Ситуация сейчас реально трудная. И возникла она в 90-х, когда в обществе процветала вседозволенность и всеобщая распущенность. Родители нынешних школьников и студентов — представители того самого несчастного поколения 90-х, брошенного на произвол судьбы страной и семьей. Мы сейчас пытаемся выработать государственную идеологию, прививать детям патриотизм, высокие ценности. Но ребёнок воспитывается не только в вузе и школе, но и в семье, на улице, средствами массовой информации и интернетом. 

Высшее образование предполагает определенный и достаточно высокий уровень культуры. Иначе никак.

— Какие умения выпускников вы считаете самыми ценными?

— Конечно, знания по конкретной изученной специальности. Но этого мало. Чтобы работать в команде, которая часто бывает интернациональной, человек должен владеть иностранным языком. Обязательно наличие IT-грамотности (знание информационных технологий). Наконец, необходимо уметь водить машину, пока это не делают за нас роботы. 

— Каковы, на ваш взгляд, самые перспективные профессии?

— Высоким спросом будут пользоваться все профессии, связанные с информацией и её обработкой. Не исчезнет надобность во врачах. Безусловно, востребованы будут товароведы нового формата — владеющие новыми методами продаж, умеющие оценить качество и безопасность товара, выявлять фальсификат, обосновывать рыночную стоимость товара. И всё ж выбирать профессию советовал бы по велению души. Нельзя чтобы делом жизни стала перспективная, но нелюбимая специальность. Действительно увлечённые и знающие специалисты в любой области никогда не останутся за бортом и займут своё место в жизни.

Смотрите также:

Оставить комментарий
Вход
Комментарии (7)
  1. vnbiryukov
    |
    08:39
    26.02.2017
    0
    +
    -
    "На Западе ценятся экономисты, имеющие двойное образование." Означает ли ответ уважаемого профессора, что на Западе наши отечественные экономисты, о которых его спросили, если они не имеют двойного образования, не ценятся?
  2. vnbiryukov
    |
    08:41
    26.02.2017
    0
    +
    -
    "Проблема иная: как удержать таланты в стране." _________________ А есть ли проблема? У нас никто - ни МОН, ни Росстат - не знают сколько физиков, экономистов, врачей, медсестер уехало из России.
  3. vnbiryukov
    |
    08:53
    26.02.2017
    0
    +
    -
    "Сколько вузов нужно РФ?" _________________________________________________ Экс-министр Ливанов говорил, что РФ нужно 70 хороших университетов. Декан экономфака МГУ Аузан в своем докладе "Нам нужны плохие вузы" пояснял, что остальные вузы должны выпускать бакалавров - "доученных школьников". С целью уменьшения количества вузов МОН создал объединенные - федеральные и опорные - вузы. Повысилось ли от этого качество обучения - никто не знает. Но судя по тому, что новая министр объявила о прекращении объединений, пользы от монстров не обнаружилось.
  4. vasya s[mailru]
    |
    00:58
    04.03.2017
    0
    +
    -
    России нужны 100% грамотного населения! И поступать в Вузы должны все школьники, так как каждый имеет право на грамотность, а если Вузы сокращают, то это уже геноцид не поступившего населения страны! НО если из России утекают мозги, то значит что в России остаются только часть выпускников и полностью неграмотное население!!! Куда дальше-то сокращать???
Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Что нового будет в платежках ЖКХ с июня?
  2. Что стало с больницей, о которой Дарья из Апатитов говорила Путину?
  3. Что будет, если не платить кредит?




Вы бы хотели, чтобы тарифы ОСАГО изменились?

Самое интересное в регионах
САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ В СОЦСЕТЯХ