Совсем не средняя школа. Как в стране подготовились к новому учебному году?

Чем станет новый учебный год - ударом по родительским нервам, по карману или прорывом к новым высотам?

Кирилл Каллиников / РИА Новости

Регионы рапортуют: в этом году в школы придёт где на 2000, а где  и на 5000 учеников больше, чем в прошлом году. В Краснодаре одна из школ и вовсе пошла на рекорд - там 22 (!) первых класса. Но в каких условиях будут учиться десятки тысяч школьников?  

Что поменяла «Большая перемена»

Столице на зависть

В Иркутской обл. в некоторых местах 1 сентября ждут с особым нетерпением и учителя, и ученики с родителями, и те, кто к учёбе вообще отношения не имеет. А всё потому, что учебный год здесь начнётся в новых школах, оборудованных так, что им могут позавидовать даже жители столичных городов. Здесь есть спортзал с душевыми комнатами, бассейн (до этого во многих сельских школах даже туалетов не было!), столовая, актовый зал, лифт для маломобильных детей, спортплощадка во дворе.  

- Раньше мы учились в деревянном здании, построенном 50 лет назад, теперь же у нас не школа, а дворец, мы здесь даже пару раз заблудились! - смеётся одиннадцатиклассница Анна Маркосенко из пос. Китой. 

Но, пожалуй, самую крутую школу на 1250 мест построили в пос. Молодёжный: семь трёхэтажных и один одноэтажный блок.  Её возведение и оснащение обошлось более чем в 1 млрд руб. (основные средства шли по федеральной программе «Большая перемена»). Фасад здания украшают портрет Юрия Гагарина и изображение ракеты-носителя «Ангара», над входом - макет первого искусственного спутника Земли. 

Школьники Иркутской области теперь будут стремиться не только к знаниям, но и к звёздам.
Школьники Иркутской области теперь будут стремиться не только к знаниям, но и к звёздам. Фото: АиФ/ Наталия Горбань

- Мы хотим донести до ребят посыл: «Учитесь, узнавайте новое, как это делал Гагарин, родившийся в маленькой деревушке, и добивайтесь результатов», - говорит автор космической идеи, директор компании, которая строила школу, Михаил Сигал. До этого школьники посёлка учились в помещениях, арендованных у аграрного университета.

В Ульяновске главным событием обещает стать торжественная линейка в новом губернаторском лицее. Это первая школа, открывшаяся в городе за последние 30 лет! Её строительство обошлось региону в 900 млн руб.: несколько корпусов оригинальной архитектуры, концерт­ный зал, огромный спортзал, зоны для отдыха и кафе. Ещё 17 школ отремонтировали капитально, в остальных ограничились текущим ремонтом.

В Белгороде 1 сентября за парты сядут более 39 тыс. школьников. В этом году к 45 имеющимся прибавились 2 новые школы в отдалённых микрорайонах - их по­строили по  многочисленным просьбам жителей. Косметический ремонт сделали во всех школах города, залатали крыши, заменили окна, отремонтировали санузлы и фасады. А в Новом Осколе приведут в порядок «Ольгинскую гимназию». Сейчас это школа № 1 имени княжны Ольги Николаевны Романовой. Здание было построено в 1905 г. и с тех пор ни разу капитально не ремонтировалось. А в Белгороде тем временем появился свой талисман - читающий кот возле Центральной городской библиотеки. Школьники верят, что, если сесть рядом, погладить котика и прочитать хотя бы абзац из учебника по предмету, который предстоит сдавать, успех на ЕГЭ обеспечен. 

Бац - и вторая смена! 

Президент поставил задачу: к 2025 г. полностью перевести все российские школы на работу в одну смену. Но пока в Бурятии ребята не то что во вторую - в третью смену учатся! К одной из таких школ смогли сделать пристройку - теперь школьников поделили на две смены. Три школы здесь вообще к работе не приступят, в том числе и из-за их аварийного состояния. Полторы тысячи учеников придётся пристраивать в другие учебные заведения. Из плюсов - в туалет сходить теперь многим удастся с комфортом. «В 17 школах планируют подвести инженерные коммуникации и оборудовать тёплые туалеты. По остальным 77 школам вопрос остаётся открытым, но до 2020 г. тёплые туалеты должны обязательно появиться во всех сельских школах», - пообещала первый замминистра образования и науки Бурятии Галина Фомицкая.

В Тульской обл. вопрос сокращения вторых смен решается за счёт строительства новых школ и увеличения вакансий для педагогов в райцентрах. В самой Туле во вторую смену будут учиться всего 5 школ. Но власти надеются, что к 2020 г. не останется ни одной. Правительство Тульской обл. и Минобразования РФ заключили договор, по которому в 2018‑2020 гг. регион получит из федеральной казны 440,5 млн руб., что позволит за 3 года создать 700 новых мест для школьников.

А вот в Нижнем Новгороде в школе №168 пока не удастся избавиться от второй смены: подрядчик сорвал сроки сдачи пристройки. Её должны были возвести на месте старого аварийного здания к 1 августа, сваи забили ещё в сентябре 2017 г. Но к середине августа было выполнено лишь 17% работ (данные администрации Нижнего Новгорода). Представители подрядчика объяснили это дефицитом каменщиков и бетонщиков. 

Областные и городские власти решили дать строителям второй шанс. Теперь график работ будут сверять еженедельно.

Своими руками 

А кто-то решил не ждать милостей от властей. Например, братья Василий и Алексей Терентьевы из Пензенской обл. делают всё, чтобы их родное село Колемас не исчезло с карты. 

Когда-то это здание принадлежало дворянскому роду Унгерн-Штернбергов. После революции здесь оборудовали школу, в ней училась ребятня из трёх ближайших сёл. Но шло время, селяне в поисках лучшей доли подались в город. Постепенно восьмилетняя школа превратилась в начальную. А потом и вообще встал вопрос о её закрытии. «Этого мы допустить не могли! Если в селе закрывается школа, значит, ему скоро конец», - считает Виктор Васильевич.

Братья, владевшие успешным бизнесом, вложили в капитальный ремонт и оснащение школы более 700 тыс. руб. Школа ожила, пусть на уроки ходило всего несколько ребятишек. Терентьевы оплачивали «коммуналку», решали бытовые проблемы, а к 1 сентября родителям 7 оставшихся учеников выделяли по 20 тыс. руб., чтобы они могли со­брать ребятишек в школу.

Два года назад последние ученики перешли в среднее звено и теперь ездят учиться в соседнюю деревню. Но колемасовская школа не умерла. «Село живёт, подрастают дет­ки, скоро они пойдут в первый класс, и в нашей школе снова будет звенеть ребячий гомон», - уверен Виктор Васильевич.

Чтобы здание не пустовало, братья Терентьевы открыли в нём библиотеку, переоборудовали одно из помещений под швейный цех, а в другом разместили хор «Дворяночка», в котором поют местные жительницы. 

А в старинном школьном саду, в котором назначали свидания не одно поколение сельчан, третий год проводятся песенные фестивали «Когда цветут сады».

Фото: АиФ

Предметов больше - толку меньше?

На школы надвигается новый приоритетный нацпроект «Образование». На него планируется выделить до 700-800 млрд рублей. Ожидается, что правительство разработает документ до 1 октября. Благодаря его реализации к 2024 г. Россия должна войти в десятку стран с лучшим в мире образованием.  

«Домашка» устарела?

С 2018 г. в России начался масштабный проект «Цифровая школа», который должен завершиться к 2025 г. Это не только электронный дневник, но и онлайн-уроки для отсутствующих ребят, доступ к электронным учебникам и библиотекам, виртуальные лаборатории и экскурсии, возможность прохождения тестовых работ на планшетах. А главное - свободное владение школьниками всеми новыми информационными и компьютерными технологиями вплоть до умения написать программу, создать цифровой проект для своей будущей профессии. Звучит заманчиво, но… Оказывается, российские школы в этом отношении уже довольно сильно отстали от мира. «В европейских и восточных странах с признанным качеством образования, в частности в Китае, всех педагогов вне зависимости от того, гуманитарий он или преподаёт точные науки, в педвузах обязательно обучают программированию, - говорит директор Института развития образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина. - А в течение первых трёх лет работы молодого учителя сопровождают опытные наставники по использованию программирования на уроках и обучению ему ребят. Более того, многие среди стран - лидеров по качеству образования стали отказываться от привычной учителю схемы: объясняю тему - спрашиваю пройденный материал. Новыми знаниями школьники овладевают в процессе исследовательской, проектной работы на уроке, в мини-группах, с помощью игровых технологий. И никакой муштры в виде ненавистных домашних заданий! Представители передовых систем образования уверены, что процесс обучения должен быть сосредоточен в школе, но ребёнок остаётся в школьных стенах с утра и примерно до 16.00». 

В российских школах привычная классно-урочная система пока остаётся неизменной, электронные дневники и учебники добавляются к бумажным, а элементы игры и выполнение проектов входят во внеурочную деятельность. При этом наши реформаторы часто идут по самому простому пути: вместо серьёзной перестройки самих уроков пытаются добавить детям всё новые и новые предметы. Например, на 2018-2019 гг. запланировано обязательное введение уроков по обучению игре в шахматы в 1-4-х классах во всех школах - 1 час в неделю. А значит, крайне актуальным остаётся вопрос перегрузки детей. 

На всех не хватит?

Ещё одно новшество - проект «Билет в будущее». Школьники 6-11-х классов смогут опробовать любую профессию, чтобы было легче определиться с будущим выбором. Замечательная идея! Правда, есть нюанс. «Государство профинансирует всего 100 тыс. учащихся на конкурсной основе из почти 17 млн учеников, - поясняет Ирина Абанкина. - Получается, это технология выбора элиты. Мы всё время ищем формы подготовки способных, но серьёзной перестройки массового образования пока не получилось». Обновили и предмет «технология» (урок труда) - вместо изготовления стульев или обучения основам домашнего хозяйства дети теперь должны учиться в технопарках основам инженерии, робототехники и т. д. Но эти технопарки сейчас есть даже не в каждом областном городе. А как добраться до него ребятам из небольших городов и сёл?

С 2018 г. в регионах начали подготовку к созданию центров для работы с одарёнными детьми, подобных сочинскому «Сириусу». Завершить их создание планируется к 2024 г. В Китае же это давно поставлено на поток. 10% самых способных китайских школьников (примерно 20 млн, то есть больше, чем всех школьников России) помещают в спецшколы, которые есть в каждом регионе. «Но при этом там не забывают и про остальные 90% и пытаются модернизировать массовую школу», - говорит И. Абанкина.

Как скажется на качестве образования введение новых должностей (учитель-мастер и учитель-наставник), пока непонятно. В европейских и восточных школах к технологиям наставничества вернулись не для стимулирования педагогов к карьерному росту, а для обучения молодых. Чтобы как можно быстрее внедрять лучшие педагогические практики и не растерять их в процессе ставших привычными нам апробирования, пилотирования, написания методичек и т. п.

Быть в форме: во что одеть ученика?

Накануне нового учебного года опять разгорелись дискуссии по поводу школьной формы - нужна ли она, в том числе учителям, какой должна быть и сколько стоить. 

Одни депутаты предлагают установить максимальные цены на школьную форму не больше 3 тыс. рублей для учеников начальной школы и 4 тыс. для старшеклассников, причём разрешить шить её только отечественным фабрикам. Другие - ввести форму и для учителей.

И то и другое к реальной жизни не имеет никакого отношения. Всё зависит от региона, требований школы и возможностей самих родителей. Например, Министерство потребительского рынка и услуг Московской области подсчитало, что в Подмосковье школьная форма обойдётся родителям в среднем в 4,8 тыс. руб. на ребёнка, причём на девочку немного дороже, чем на мальчика. По данным ведомства, юбку можно купить за 1 тыс. руб., брюки - за 800, пиджак за 2 тыс., рубашку - за 650, обувь - за 1 тыс., колготки - за 150. На физкультурную форму придётся выложить в среднем 1,4 тыс. руб. 

Во что именно одевать учеников, сегодня решает сама школа. И это правильно. «Мы остановились на деловом стиле - рубашка и брюки либо юбка, сарафан. Никаких джинсов, кофт с капюшонами и прочего, - говорит директор школы г. Нелидово Тверской обл. Сергей Погодин. - А фасон и цвет на усмотрение родителей. У нас маленький городок, швейных фабрик нет. Если мы введём свой особый стиль, где родители такую форму искать будут? Но форма, я считаю, всё же необходима. Строгая одежда настраивает ребёнка на рабочий лад. А в субботу у нас разрешён свободный стиль. В выходной день дети и так не сильно хотят в школу - так что это отчасти способ «подсластить пилюлю».  

Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Как будут сносить дома по программе реновации в регионах?
  2. Теперь за лайки и репосты сажать не будут?
  3. Когда и где смотреть бой Поветкина с Джошуа?

Самое интересное в регионах
САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ В СОЦСЕТЯХ