Юлия Борта 3 3605

Учить по шаблону? Литературу в школе скоро тоже реформируют

В этом году школьники стали учить историю по новым учебникам. Теперь решили переписать и учебники по русскому языку и литературе.

В стенах Госдумы сформировалось два противоположных лагеря. Сторонники Ирины Яровой, председателя Комитета ГД по безопасности, выступают за то, чтобы у всех российских детей был «один общий учебник литературы и русского языка». Другая комиссия экспертов под руководством Сергея Нарышкина склоняется к тому, что едиными должны быть только требования к результатам, а не учебники и список книг. Кто победит, пока непонятно. Да и среди самих преподавателей нет единого мнения.

«За»

Лариса Петриева, зав­кафедрой литературы Ульяновского государственного педуниверситета, профессор, доктор педагогических наук:

— Необходим один базовый учебник литературы, обязательный для всех перечень авторов и количество часов на их изучение. А учителям стоит давать детям только признанные учёными трактовки литературных произведений, а не завлекать модными новинками и открытиями. Я вхожу в экспертную комиссию ЕГЭ по литературе и вижу: из-за того что детей учат по-разному, у них в голове каша. Ученики пишут несколько типов сочинений - мини-эссе на ЕГЭ по русскому, выпускное сочинение. На экзаменах по литературе, обществознанию и истории тоже требуется сочинение-рассуждение. И везде разные требования! Когда я начинала работать в 1971 г., у учителя были единый учебник, единая программа, от которой он не мог отойти. Если на Льва Толстого было отведено 30 часов, то надо было их детям дать. А сейчас учителю позволили самому планировать количество часов. Что в итоге? «Тихий Дон» в 11-м классе изучается 2-3 урока. На «Мастера и Маргариту» - 2-3 урока. Что учителю больше нравится, над тем и сидят. Вообще, когда нет обязательного экзамена по литературе, учителя относятся к ней как к второстепенному уроку. А она всегда была предметом, который формирует личность. 

Читайте также: Кто может сдать ЕГЭ по обязательным предметам в сентябре 2015 года? >>

«Против»

Сергей Волков, учитель русского языка и литературы московской школы № 57, член Общественного совета при Минобр­науки:

— В образовании сейчас развилка. Надо выбрать: мы за бездумную унификацию всего и вся во имя сохранения наших скреп, основ и т. д. или мы понимаем, что единство образовательного пространства скрепляется не единым списком произведений, а чем-то другим. Некоторые рисуют такую картину: мол, если дать учителю полную свободу, то в одной школе будут только Пушкина изучать, а в другой  Пелевина. Это невозможно. Должен быть минимальный костяк из опорных произведений, важных для нашей культуры, обязательных для изучения, а дальше нужно предоставить учителю выбирать, учитывая интересы учеников. Сегодняшних старшеклассников волнуют Ремарк, Фицджеральд. В их поле зрения попадают книжки, входящие в топ-листы литературных премий. Но это правда - читают меньше, визуальная культура вытесняет чтение. Клиповое сознание, компьютер - бороться с этим невозможно, но можно учитывать и брать себе на службу. Например, предложить детям исследовательскую работу: как функционирует русская грамматика, скажем, в эсэмэсках.

Читайте также: Польза или вред? Нужно ли вводить «ЕГЭ для учителей» >>

ЕГЭ и так привёл к шаблонизации образования. Всех стали учить писать сочинения по схеме: проблема, комментарий к ней, позиция автора, собст­венное мнение с двумя аргументами. Она ничем не плоха, кроме одного - она единст­венная. Вы получаете шаблонные тексты, как с птицефабрики, - у всех одинаковое количество абзацев, одинаковые переходы. Страшно удобно проверять. Но в результате получается, что мы натаскиваем детей писать только так. Даже объяснения в любви у них, мне кажется, по схеме ЕГЭ будет написано.

Оставить комментарий
Вход
Лучшие комментарии
  1. Валерий Волков[mailru]
    |
    16:55
    28.09.2015
    2
    +
    -
    Опустились до уровня матушки Простаковой.Помните,ее высказывание-по историям у нас кучер Вральман.Дети у нас любят Фицжеральда и Ремарка. А ,может быть,вообще литературу отменить. Пусть дети учат,что им нравиться,а особенно любопытным смотреть порносайты.Может быть,и школу отменить. Вернуться к церковноприходскому образованию. Как- то читал,что войну Западу проиграл Жуков Г.К.Умер Жуков задолго до 1991года.А в чем фишка? Жуков считал,что наличие танковой армады в западной группе войск гарантирует стабильность обстановки. Можно закрыть глаза на многие упущения,отставания,установить занавес ,глушить западные станции и спать спокойно.Помню времена,когда Леонид Брежнев просил отпустить его в отставку,но свита-нет,мы за вас ,Л.И.,все сделаем. А удар наши противники нанесли удар по самому слабому звену -по молодежи. И Пр.....ли страну. Поэтому,когда я слышу,что дети любят то -то,я хочу задать вопрос -а для какой страны вы готовите граждан?Если вы это не понимаете ,почему ваши предшественники писали,сочиняли именно произведение такого содержания, а в школе изучали это произведение до уровня,что ученики понимают,что надо именно так,а не иначе,то вам нечего в школе делать. Вспоминаю письмо бежавших из Дона казаков в гражданскую в Югославию спустя много к М.А.Шолохову" Мы читаем вашу книгу и плачем..."Вот такая литература должна быть.Потому что,какой пищей мы кормим нашу смену,таким будет здоровье,какой духовной пищей мы кормим наших детей,такой будет голова,будут мозги,душа. Именно так формируется менталитет.
  2. Учитель из глубинки
    |
    08:49
    29.09.2015
    1
    +
    -
    Истина, ИМХО, как всегда посередине. Должен быть перечень рассматриваемых проблем, и по каждой - список рекомендуемых произведений. А изучать литературу как набор отдельных произведений мне казалось глупостью еще в мои школьные годы. И мы, кстати, неплохо ладили с учительницей - я всегда писал сочинения на относительно вольные темы на основе того, что читал. А читал я побольше большинства (извините за тавтологию) сверстников. Вот только "Войну и мир" и "Что делать" не осилил до сих пор. Возможно, потому, что в школе заставляли.
Комментарии (3)
  1. Валерий Волков[mailru]
    |
    16:55
    28.09.2015
    2
    +
    -
    Опустились до уровня матушки Простаковой.Помните,ее высказывание-по историям у нас кучер Вральман.Дети у нас любят Фицжеральда и Ремарка. А ,может быть,вообще литературу отменить. Пусть дети учат,что им нравиться,а особенно любопытным смотреть порносайты.Может быть,и школу отменить. Вернуться к церковноприходскому образованию. Как- то читал,что войну Западу проиграл Жуков Г.К.Умер Жуков задолго до 1991года.А в чем фишка? Жуков считал,что наличие танковой армады в западной группе войск гарантирует стабильность обстановки. Можно закрыть глаза на многие упущения,отставания,установить занавес ,глушить западные станции и спать спокойно.Помню времена,когда Леонид Брежнев просил отпустить его в отставку,но свита-нет,мы за вас ,Л.И.,все сделаем. А удар наши противники нанесли удар по самому слабому звену -по молодежи. И Пр.....ли страну. Поэтому,когда я слышу,что дети любят то -то,я хочу задать вопрос -а для какой страны вы готовите граждан?Если вы это не понимаете ,почему ваши предшественники писали,сочиняли именно произведение такого содержания, а в школе изучали это произведение до уровня,что ученики понимают,что надо именно так,а не иначе,то вам нечего в школе делать. Вспоминаю письмо бежавших из Дона казаков в гражданскую в Югославию спустя много к М.А.Шолохову" Мы читаем вашу книгу и плачем..."Вот такая литература должна быть.Потому что,какой пищей мы кормим нашу смену,таким будет здоровье,какой духовной пищей мы кормим наших детей,такой будет голова,будут мозги,душа. Именно так формируется менталитет.
  2. Учитель из глубинки
    |
    08:49
    29.09.2015
    1
    +
    -
    Истина, ИМХО, как всегда посередине. Должен быть перечень рассматриваемых проблем, и по каждой - список рекомендуемых произведений. А изучать литературу как набор отдельных произведений мне казалось глупостью еще в мои школьные годы. И мы, кстати, неплохо ладили с учительницей - я всегда писал сочинения на относительно вольные темы на основе того, что читал. А читал я побольше большинства (извините за тавтологию) сверстников. Вот только "Войну и мир" и "Что делать" не осилил до сих пор. Возможно, потому, что в школе заставляли.
  3. Карабас
    |
    18:01
    29.09.2015
    0
    +
    -
    Учитель из глубинки: "...Учитель - Дети! Кто разъяснит значение слова: Летописец? Дети дружно заверили учителя - что лето закончилось.Совсем. ..." Каков поп - таков и приход. По другому не бывает. Если назначен очередной проходимец - значит через помыслы этого пупса любимый вождь видит наше образование..Странно, что дети еще не изучают, что сказано вождем.. Вон как на экране днями..
Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Что известно о нападавших в Сургуте?
  2. Могут ли родственники забрать деньги, собранные на лечение умершего?
  3. Кто обязан оплачивать ремонт, если вашу квартиру залили?

Делаете ли вы детям прививки?

Самое интересное в регионах
САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ В СОЦСЕТЯХ

Новое на AIF.ru