12:14 19/02/2016 Юлия Борта 0 1905

«В хорошие школы не пробиться». Как Британия решает проблемы образования

В Великобритании, стране Оксфорда и Кембриджа, имеющей репутацию страны с лучшим в мире образованием, система имеет те же проблемы, что и у нас: образование становится платным, что даёт совсем разные возможности детям из бедных и богатых семей.

О том, как Британия спасает свое образование, АиФ.ru рассказала доктор Рут МакГинити, сотрудник Манчестерского института образования Университета Манчестера (Великобритания), руководитель магистерской программы по подготовке учителей.

Бедным детям — хороших педагогов

Юлия Борта, «АиФ»: В России одна из главных проблем — неравный доступ к получению качественного образования у детей из обеспеченных и бедных семей, детей из неблагополучных семей. Есть лучшие школы и вузы, есть худшие, есть частные заведения для избранных... Да еще и госфинансирование сокращается.

Рут МакГинити: Сегодня это проблема многих стран — обеспечить равные возможности в сфере образования детей, особенно детей, которые находятся в сложных ситуациях, из неблагоприятных семей. При этом очень важно рассматривать социальный, политический и культурный контексты, в которых принимаются решения. В Англии, в частности, в последние 30 лет наблюдается сдвиг в сфере педагогического образования и подготовки учителей на начальном этапе — то есть важно готовить учителей не только на лекциях в университетах, но как можно больше и чаще отправлять сразу на практику в школы. Такой тенденции в педагогической подготовке сегодня привержено правительство Великобритании. Это необходимо в ситуации, когда бюджет всё время сокращается.

Многие критикуют современную систему образования в Англии. В частности, идущий сейчас процесс приватизации: государственные вузы постепенно вытесняются как провайдеры знаний, высшие учебные заведения всё больше приобретают характер предпринимательской деятельности (люди там заняты бизнесом, а не образованием). Частный сектор играет всё большую роль в сфере образования. Одновременно появляются спонсоры, которые выступают в роли консультантов, исследователей, подрядчиков и провайдеров услуг. Таким образом они одновременно спонсируют образовательные инновации и продают эти услуги и решения государству.

— Хорошо, но как вы обходитесь с тем, что дети из бедных семей тоже должны иметь право учиться качественно? 

— Уровень школы и её учителей играет огромную роль в образовательных достижениях учащихся. Целенаправленно поддерживаются именно слабые школы. Лучшие и самые талантливые молодые учителя привлекаются в школы, где учатся дети из бедных и неблагополучных семей. Как раз для того, чтобы повысить учебные успехи и сократить зазор между бедными и богатыми. 

В Англии есть благотворительная организация Teach First. Это программа подготовки педагогов, похожие программы, кстати, есть в Америке. Так вот, с 2003 года они стали направлять своих самых сильных выпускников в школы, находящиеся в сложных условиях. Этим школам всегда было трудно набрать хороших учителей и удержать их. И разрыв в успеваемости между детьми из этих школ и более престижных на местном уровне был очень сильным. Таким образом, оказалось, что примерно 32% английских начальных школ и 36% средних школ имеют право на участие в программе Teach First. В итоге, после такой поддержки и целенаправленной работы с кадрами успеваемость детей в слабых школах стала повышаться. 

Сначала учитель, потом реформа

— В нашей стране сначала приняли новые стандарты образования, потом начали переподготовку учителей, а потом приняли новый профессиональный стандарт учителя. Может, надо было начать с учителей?

— Образовательные реформы, которые не обращают внимания на качество педагогических кадров, обречены на неэффективность. Основная стратегия для повышения качества преподавания и улучшения результатов учащихся — непрерывное повышение подготовки учителей. И во всем мире сегодня повышаются требования к педагогам. Причём всё больше это образование переходит в школы, чтобы слушатели могли получать практические навыки, а не отвлечённую теорию в университете по повышению квалификации. Сейчас считается, что педагогическая работа — это преимущественно ремесло, а не интеллектуальная деятельность. 

— Получается, учитель — это ремесленник. Но тогда зачем ему магистратура, достаточно получить среднее образование — в колледже.

— Нет, я всё же считаю, что это должно быть в комплексе. Университетское образование исключать нельзя. Нужно сочетать практическое освоение специальности и программы в университете. Более того, подготовка кадров для школ должна быть не универсальной, а отвечать потребностям того или иного региона. Зачастую образование учителя сводится к тому, чтобы приобрести ограниченный набор знаний и навыков, а потом реализовывать их в рамках предписаний, спущенных сверху. Так думают некоторые руководители и сами педагоги. И вот здесь именно университетское образование помогает улучшить один из ключевых навыков педагогов — критическое мышление. Учителя должны приобщаться к интеллектуальной деятельности на высоком уровне. И это так же важно, как и освоение ремесла. И тогда роль педагога выходит за рамки выполнения предписаний и увеличивает вклад в производство знаний в стране. 

Нужно ещё учитывать, что число учеников растёт в школах быстрее, чем уровень набора и удержания профессионалов. Так что здесь все способы подготовки кадров важны — просто чтобы они были! 

— Не получается ли так, что обученные учителя потом уходят из школ в более высокодоходные организации, и школа опять остаётся ни с чем?

— Да, есть такой риск, ведь на программах подготовки педагоги проходят также курс развития лидерства. А получив такие ценные качества, могут уходить в другие сферы, поскольку лидерские навыки востребованы не только в школе. Тем не менее, более половины выпускников всё же остаются в профессии после обучения.

Рамблер.Новости
Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Что представляет собой российская глубоководная торпеда «Футляр»?
  2. Что посадить на грядках начинающему огороднику?
  3. Когда в 2016 году начинается Петров пост?

О чём бы вы хотели прочитать в следующем номере «АиФ Про Кухню»?

САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ В СОЦСЕТЯХ