Корреспонденту «АиФ» Александр признался, что двойки всё же ставит. Но убеждён, что, какой бы ни была текущая оценка, по ней нельзя судить о талантах и образованности ребёнка. «Нужно быть учителем справедливым, - говорит Александр Шагалов. - Ребёнок должен читать книгу не из страха, что иначе получит двойку, а из интереса».
Надо сомневаться
Юлия Борта, «АиФ»: В конкурсном эссе написали: сомневаетесь, хороший ли вы учитель. Признали лучшим учителем страны. Всё равно сомневаетесь?
Александр Шагалов: Конечно! Развитие человека основано на сомнении. Мы учимся всю жизнь, в том числе многому и от наших учеников. Поэтому поменяю профессию, как только перестану задавать самому себе вопросы: а интересный ли урок сегодня получился, удалось ли до детей донести красоту и глубину произведения, смог ли воспитать в детях чувства доброты, отзывчивости, честности?.. Хотя на последний вопрос я смогу ответить, наверное, не скоро. У Валентина Распутина в «Уроках французского» есть замечательные слова: ученики чувствуют свою вину перед учителями не за то, что происходило в школе, а за то, что стало с ними во взрослой жизни. Мне кажется, что и учитель чувствует свою вину за то, что стало с его учениками в будущем. Поэтому страшусь, как бы через много лет мимо меня не пробежал, пряча глаза, бывший ученик, и я, окликнув, пойму: с ним произошло что-то страшное. Учитель - профессия дальнего действия. Результаты работы могут быть видны через десятки лет.
Что читают?
- Отличается ли поколение учеников того времени, когда вы сами учились, от тех, кого учите вы?
- У сегодняшних ребят немного другие мировосприятие, интересы и потребности. Но в главном - в понимании добра, честности, справедливости - дети не изменились. И вопреки сложившемуся мнению, что сегодняшние дети умеют только на кнопки нажимать, нынешняя молодёжь - патриоты, умненькие, многие любят читать.
- А что они читают?
- Мои - это ученики 6-7-х классов - любят «Маленького принца» Экзюпери. Это вообще потрясающая книга, которую могут перечитывать и взрослые, каждый раз открывая для себя что-то новое. Есть ученик, который зачитывается романами Ремарка. Читают и русскую классику.
- Каких произведений, по-вашему, не хватает в школьной программе?
- Мне кажется, нужно подробнее изучать Всеволода Гаршина. Он очень созвучен современности, потому что писал о недопустимости насилия, истребления человека человеком. Да и многих писателей хотелось бы проходить не один, а несколько уроков. Но мои мечты неосуществимы. Успеть бы освоить школьную программу за те немногие часы, что выделяются сегодня на литературу. И я не согласен с теми, кто считает, что школьники не могут понять Достоевского и Толстого. Возможно, не все осознают глубинный смысл и величие их произведений. У каждого своё время, когда он приходит к Толстому и Достоевскому. Но заронить эту искру интереса в детях нужно в школьном возрасте.